Кристофер ЛИ: «Я встречался с убийцами Гришки Распутина!» [ВИДЕО]

Культовый британский актер дал эксклюзивное интервью «КП» на фестивале в Карловых Варах. Этот высокий, под два метра ростом, импозантный худой старик сыграл в двух с половиной сотнях фильмов. В основном - фантазийного и «ужасного» жанра. В серьезное кино его, аристократа по рождению, не брали - выдающиеся британские актеры не хотели выглядеть коротышками рядом с ним. Вот и приходилось Кристоферу Ли, чьи пращуры основали первый оперный театр в Австралии, а бюст матери лепил кузен Уинстона Черчилля, довольствоваться ролями безымянного порождения доктора Франкенштейна, Мумии, Дракулы (которого он сыграл не меньше десяти раз), Шерлока Холмса и прочих народных героев.

Этот высокий, под два метра ростом, импозантный худой старик сыграл в двух с половиной сотнях фильмов. В основном - фантазийного и «ужасного» жанра. В серьезное кино его, аристократа по рождению, не брали - выдающиеся британские актеры не хотели выглядеть коротышками рядом с ним. Вот и приходилось Кристоферу Ли, чьи пращуры основали первый оперный театр в Австралии, а бюст матери лепил кузен Уинстона Черчилля, довольствоваться ролями безымянного порождения доктора Франкенштейна, Мумии, Дракулы (которого он сыграл не меньше десяти раз), Шерлока Холмса и прочих народных героев. Лишь под старость благодаря ролям графа Дуку в двух эпизодах «Звездных войн» и Сарумана во «Властелине колец» этот великолепный актер выбился в ряд первых звезд экрана, а королева жаловала его титулом Командора Британской империи.

«Толкиен был для меня богом»

- Говорят, вы встречались с Толкиеном.

- Да, это было в 50-х... Его книги как раз начали выходить. Я читал их и не мог поверить в то, что кто-то способен не просто создавать такую изумительную литературу, не просто придумывать новые народы и страны, но и целые языки, которые можно выучить, на которых можно разговаривать! Дело было так. Однажды я сидел в одном оксфордском пабе, пил пиво с друзьями - это был знаменитый паб под названием «Орел и ребенок», но мы именовали его «Птица и детка»... Профессор Толкиен тоже захаживал в этот паб. А один из моих друзей, студент Оксфорда, был знаком с ним и его сыном. И вот он входит, и друг спрашивает меня, не хочу ли я с ним познакомиться. Когда Толкиен пожимал мне руку, я думал: передо мной - бог. Может быть, мне упасть перед ним на колени? Такой и была наша единственная встреча.

Кинообозревателя «КП» (слева) мистер Ли называл по-русски: «Мой друг».

- Вы будете сниматься в продолжении «Властелина колец» - «Хоббите»?

- Я знаю только, что картину будет снимать Гильермо дель Торо, который собирается провести в Новой Зеландии следующие 4 года. Для меня в «Хоббите», к сожалению, нет роли. Но я сказал режиссеру, что если он захочет, то я готов озвучить Дракона. Думаю, это будет забавно. Но после «Хоббита» дель Торо будет снимать еще одну экранизацию Толкиена, и я пока не знаю, что это будет за фильм. Может быть, его действие будет разворачиваться за несколько тысяч лет до «Хоббита»? Ведь в книгах Толкиена действуют пять бессмертных магов Майар. Первым был мой герой Саруман. Вторым - Гэндальф, третьим - Радагаст, его не было в первых трех фильмах. Кроме них, были еще маги Алатар и Палландо из ордена Истари. Если меня пригласят сыграть одного из них, я буду совсем не прочь это сделать...

- Правда, что вы родственник Яна Флеминга, создателя Джеймса Бонда?

- Да, он мой кузен. Мы часто играли с ним в гольф... Думаю, о Джеймсе Бонде я знаю больше, чем кто бы то ни было, Ян самолично рассказывал мне о тех, кто был его прототипом. Но я пообещал ему, что сохраню тайны британской разведки...

- В фильме «Человек с золотым пистолетом» вы сыграли одного из лучших злодеев во всем сериале. А самого 007 сыграть никогда не хотели?

- У меня не было для этого физических данных. Для роли Бонда нужны мускулы! Я снялся лишь в одном бондовском фильме - вместе с Роджером Муром. Когда играешь злодея, тебя обязательно убивают. И ты уже не можешь появиться в следующих сериях. Но я очень доволен, что снялся именно в этой картине, ведь «Человек с золотым пистолетом» был последним фильмом сериала, основанным на произведениях самого Флеминга. Представляете, он лично знал человека, которого я сыграл, - Франциско Скарамангу. Ян ходил с ним в одну школу! Флеминг его не любил, потому и назвал злодея его именем.

«Горбачев назвал меня «молодцом»

Знакомя нас, глава фестивального пресс-офиса произнесла название моей газеты, чем сразу же сильно повысила мой статус в глазах Кристофера Ли. Англичанин много лет интересуется историей и культурой России и СССР, с советских времен знает «Комсомольскую правду». Это совершенно непроизносимое для иностранца название дается ему с необычайной легкостью.

- Как получилось, что вы знаете русский?

- Я начал изучать его в школе, еще до войны. У меня много русских друзей. Я до сих пор могу читать и писать по-русски. И петь! Я даже записал сцену с курантами из «Бориса Годунова» Мусоргского: «Ох, тяжело! Дай дух переведу» (слушайте полностью на сайте «КП»). Я дал ее послушать Кончаловскому, и тот сказал: «Ты спел превосходно. Во всей арии только четыре слова произнес с акцентом».

Роль Сарумана во «Властелине колец» стала визитной карточкой актера.

- У вас его действительно почти нет.

- Не могу сказать, что хорошо знаю русский (Ли также говорит по-французски, по-итальянски, по-немецки, по-испански, по-шведски и по-гречески. - С. Т.). Но если бы я пожил в России, то заговорил уже через год. Я встречал Горбачева три или четыре раза. Он спросил у меня: «Вы говорите по-русски?» И я ответил ему по-русски: «Немножко, господин президент!» Вручая мне награду в Вене в 2002 году, он сказал: «Молодец!» Я очень уважаю этого человека. Он входит в тройку людей, изменивших сегодняшний мир. Горбачев, Мандела... А третьего я забыл!

- Правда, что вы участвовали в русско-финской войне?

- Нет. Мне и моим друзьям было 17 лет. И вот под Рождество кто-то из нас предложил отправиться на фронт помогать финнам воевать с коммунистами. И мы поехали! Но в зону боевых действий нас, конечно, не допустили. Зато в последний мой визит в Россию я встречался с бойцами СОБРа и со спецназовцами. Это крутые парни. Мне это было нужно для проекта, связанного с Великой Отечественной войной.

«Дракула был монстром, а не джентльменом»

- Вы сыграли Гришку Распутина в фильме «Распутин: Сумасшедший монах».

- К сожалению, мне не дали сыграть его так, как надо. В 1965 году, когда снимался фильм, еще был жив князь Юсупов - один из убийц Распутина. Поэтому в нашем фильме его просто отравили, закололи и выбросили из окна в снег. Юсупов запретил показывать, как он стрелял в Распутина, а тот оказался живее всех живых и схватил его рукой за ногу... Как покушавшиеся визжали от страха, как Пуришкевичу удалось-таки его расстрелять, как его бросили в Неву. И что смерть Распутина наступила только от утопления.

Но поразительно, что жизнь последовательно сводила меня с действующими лицами этой давней истории. Мне было 8 или 9 лет, я спал, когда мама разбудила меня и велела познакомиться с двумя гостями, которые пожаловали к нам в Лондон. Это был Юсупов и Великий князь Дмитрий Павлович. Двое из пяти участников заговора против Распутина. А в 1976-м меня познакомили и с Марией Распутиной, дочерью «старца». Для меня, как актера, все эти впечатления были невероятно ценны!

- Вы и Дракулу много раз играли.

- И тоже неправильно! Потому что я знаю, как должен был выглядеть Влад Цепеш, он же Дракула. Я объездил все связанные с его именем места в Румынии, когда снимался в документальном фильме о нем. Сейчас по его местам водят экскурсии, делают на этом большие деньги. А когда я там был, никто не хотел о нем говорить. Ведь он был настоящим монстром. И в то же время национальным героем - турок разбил! Однажды к нему приехал турецкий посол и отказался разуться, и Дракула велел прибить башмаки гвоздями к его ногам! А когда жители одной бедной деревни не смогли от него откупиться, он приказал им собраться всем в одной церкви - и сжег всех... Ужасный, ужасный человек! А меня заставляли играть джентльмена, одетого словно на званый ужин. Я отказывался сниматься в многочисленных продолжениях, но глава студии всякий раз меня шантажировал...

Гипнотический взгляд Распутина актер репетировал много дней.

«Я отказался сниматься в «Вие»

- Ваши жуткие персонажи никогда не преследуют вас в кошмарных снах?

- Нет, мой самый ужасный кошмар тот, что часто снится многим актерам. Я стою на сцене. Начинает играть музыка, я что-то должен петь, но не могу!

- Вы верите в сверхъестественное, в жизнь после смерти?

- Я верю в то, что жизнь каждого человека - это другая жизнь. Что с каждой новой жизнью мы становимся лучше и лучше. Но в этом моем убеждении, конечно, больше надежды, чем веры.

- Я слышал, вы недавно снимались в Праге в очередной экранизации повести Гоголя «Вий».

- Нет-нет! Меня звали, но я отказался. Это потрясающая история, но ее надо либо делать очень-очень хорошо, либо никак. Этот фильм не из разряда высокобюджетных, с большими звездами...

Кстати, в 80-е годы я снимался в Москве, на Студии Горького. В советско-шведской картине «Мио, мой Мио» Владимира Грамматикова. Одну из первых своих ролей там сыграл Кристиан Бэйл (нынешний исполнитель роли Бэтмена. - С. Т.). Все люди были очень милы, но атмосфера на съемках была странной. Грамматиков то и дело кричал: «Если мы сделаем что-то неправильно, у нас будут проблемы с КГБ!» Я не мог понять, чем мы вообще занимались. Дело было в 1986 году, мы с женой отмечали серебряную свадьбу, и нас поселили прямо напротив Кремля в отеле «Националь» в номере с огромным столом. Как мне сказали, именно в нем Ленин встречался с товарищами по партии. Но все эти разговоры о КГБ сильно меня напрягали. Помню, шли мы с женой по улице, нас остановил какой-то молодой музыкант, задал несколько вопросов на хорошем английском. Но стоило нам отойти, как с ним уже разговаривала милиция.

Была и еще история. Зимой 1979 года я снимался на Аляске в картине «Медвежий остров» вместе с Ванессой Рэдгрейв. Мы жили на русском корабле «Любовь Орлова», пришедшем из Владивостока. Кровати были такими маленькими, словно специально для японских туристов. И я сказал капитану (по-русски): «Я не могу здесь спать!» И он на это в ответ: «Вы не стандартный!» - и засмеялся.

«Всю жизнь мечтал сыграть Ивана Грозного»

- Вы чувствуете, что вам 86 лет?

- Умом нет. А физически чувствую себя на все 186! Конечно, я уже очень старый. (По-русски.) Слава богу, я могу видеть, слышать, у меня свои зубы... Но двигаться, как раньше, я уже не могу. Тело знает свой возраст. И вдруг оказывается, что ты уже не можешь одного, другого, третьего... Когда я снимался в «Звездных войнах», почти все боевые сцены играл сам. Делал все, только не бегал. Но мне было трудно. Я чувствовал себя очень старым.

- Вы переиграли столько мифологических персонажей. Кого бы еще хотели сыграть?

- Есть один такой персонаж, и я все еще мог бы его сыграть. Это Дон Кихот, и испанцы предложили мне это сделать. Правда, сценария пока нет. А еще много лет назад я очень хотел сыграть Ивана Грозного! Он был безумец, хотел жениться на английской королеве Елизавете Первой... Кровожадный маньяк и в то же время очень умный человек. Но этот потрясающий характер уже воплотил Николай Черкасов - изумительный артист! Я был на его могиле в Санкт-Петербургской лавре. Кстати, Дон Кихота он тоже играл!

А еще я только что прочел одну из самых интересных книг в моей жизни! Вы тоже непременно должны ее разыскать. Она называется «Сталин: двор красного царя», об Иосифе Виссарионовиче Джугашвили. Я и не подозревал, что он был таким умным, высокообразованным человеком, пел очень красивым тенором...


ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Кристофер ЛИ родился 27 мая 1922 года в Лондоне. Учился в лучших заведениях Англии - Итоне и Веллингтоне. Во время второй мировой войны служил в Королевских воздушных силах и войсках особого назначения. После демобилизации начал работу в оперном театре и в кино. Сыграл примерно в 260 (!) фильмах - от Джона Хьюстона до Стивена Спилберга и Тима Бертона, попав в Книгу Гиннесса как наиболее плодовитый актер кино, фильмы с участием которого принесли наибольшую прибыль. 46 лет женат на бывшей датской супермодели Гитте Кренке, имеет дочь.

5 лучших фильмов Кристофера Ли