Всеукраинский диктант единства в этом году оказался не самым простым – школьника он точно бы довел до истерики обилием знаков препинания, да и некоторых взрослых заставил поволноваться.
Объем диктанта традиционно небольшой – всего 8 предложений, зато каких! Были в тексте и сдвоенные знаки препинания, и вводные слова, и имена собственные, и однородные члены предложения, и сами предложения на половину страницы крупным почерком, состоящие из нескольких частей.
Еще до старта чтения его автор Александр Авраменко предупредил – в этом году в тексте использованы не только традиционные "ловушки" на внимание, слух и знание правил, но также и те нововведения, которыми украинский язык пополнился в этом году.
Участники диктанта в соцсетях сразу после того, как текст опубликовали, начали делиться впечатлениями, большинство согласны: диктант выдался интересным и насыщенным.
"Сделала 2 ошибки. Написала "вебкамера" через дефис и не взяла в кавычки "цифры", - делится Богдана Сух.
"Три ошибочки, две из них - следствие исправлений при написании текста. Факультативная запятая, тире после "нині ж", ну и сленговое "цифра". Пожалуй, многие на этом "спіймали облизня", - говорит Юрий Сиров.
Да, "цифра" в кавычках, в значении "цифровые технологии", стала неожиданностью и для меня: видимо, как-то мы слишком привыкли к обилию сленгового словца в повседневной жизни, что оно больше не кажется чем-то, требующим выделения. А вот с пресловутыми нововведениями в правописании, о которых предупреждали, я справилась. В тексте их оказалось всего три: "пів століття", "вебкамера", "писемности".
КОМПЕТЕНТНО
Автор диктанта Александр Авраменко прокомментировал самые коварные места в своем тексте. Он уверен, самым сложным для пишущих стали знаки препинания.
- Во-первых, у нас в тексте есть совпадение двух знаков препинания в одном месте, наверное, это стало камнем преткновения для большинства участников. Также было слово, которое в тексте звучало два раза, и его нужно было взять в кавычки, поэтому там тоже может возникнуть проблема.
Момент, который касается изменений в действующем правописании - "пів століття" теперь мы пишем не слитно, а раздельно. Запомните, в родительном падеже пишем "пів" раздельно, а в именительном слитно.
Второй момент, где мы применяем правило новой редакции, "вебкамера" - "веб" мы должны писать слитно с "камера". Мы пишем слитно те части, которые самостоятельно, как слова не используются, то есть нет такого слова поп ("попмузика"), боди (бодибілдинг).
Третий - "писемности". Новая редакция позволяет нам использовать вариативные формы. Согласно правилу, существительный женского рода на "-ті", могут иметь вариативные окончания "и" или "і", оба варианта правильные.
СОБСТВЕННО ДИКТАНТ
Від бересту – до "цифри"
Сивочолий чернець Нестор, схилившись над столом, пише історію свого народу. Цей епізод, увічнений у мармурі, – красномовне свідчення того, що люди здавна прагнули зберегти інформацію для своїх нащадків.
Колись історію свого життя наші пращури писали на камені, глині, бересті, потім – на папері, а ще пізніше світ завоювали машинні носії інформації: циліндри Едісона, грамофонні платівки, магнітні стрічки й диски. До речі, прообраз сучасного диска понад пів століття тому розробив В’ячеслав Петров – аспірант Київського інституту кібернетики.
Нині ж – ера цифрових технологій, що допомагають миттєво надсилати листи за тисячі кілометрів, а через вебкамеру бачитися й спілкуватися з рідними наживо. Власне, цей винахід дає змогу Українському радіо передавати сигнал в різні куточки планети, гуртуючи нас навколо диктанту в День української писемности та мови.
Хоч оцифровування й полегшує нам спілкування, проте живе слово має свою чарівну силу. Справді, дохристиянські пісні "На Івана, на Купала", "Ой весно, весно, днем красна" й тисячі інших дійшли до нас не в глині, бересті чи "цифрі", а через живе слово, що передавали наші предки з уст в уста, єднаючи нас в українську родину.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Испытано на себе: радиодиктант написан, сажусь за учебники
КСТАТИ
ВНО-2020: в Центре оценивания качества образования рассказали о тестах
В УЦОКО считают, что эта информация поможет выпускникам школ распределить время для написания теста и выработать стратегию эффективной работы.