За свои деньги, на собственных авто, вооружившись металлодетекторами и оборудованием для археологической работы, ребята из "Союза поисковых отрядов Украины" выезжают на места боев в надежде в очередной раз вычеркнуть из списков пропавших без вести еще одного солдата и вернуть его родным.
Исторические документы, карты, аэрофотосьемка – основа поисковой работы. Однако иногда помогает информация от местных жителей, старые люди показывают места, где шли бои, так называемые "санитарные захоронения", когда тела просто сваливали в кучу, и поля с незахороненными останками, где "все было черным от трупов".
- Как правило, такие слухи не подтверждаются, - говорит Дмитрий Заборин, руководитель Союза поисковых отрядов Украины. - Но в этот раз вышло по-другому. На поле в Александровском районе, которое указали старожилы, действительно оказались бойцы. Наши парни из донецкой организации каждый выезд поднимают несколько солдат. Но это был первый с медальоном.
Красноармейцы погибли в мае 1942 года, это были части, отступавшие после неудачного освобождения Харькова, которое закончилось окружением, печально известным Барвенковским котлом. Многочисленные останки так и остались в поле, которое интенсивно обрабатывается, бойцы лежат на глубине всего 20-30 сантиметров.
Одним из них и оказался Михаил Сезько, найденный у села Очеретино. Бумажный вкладыш в смертном медальоне сохранился не очень хорошо, опытный эксперт-криминалист собирал его по фрагментам. А в нагрудном кармане нашлась чудом сохранившаяся газета "Коммунист" на украинском языке от 13 мая 1942 года, что подтвердило время гибели.
|
Уроженец с. Степановка тогда Оболонского, а теперь Семеновского района Михаил Федотович Сезько воевал еще в "финскую", зимой 1939-40 годов, и вернулся домой целым и невредимым. Чтобы через год уйти на войну снова –и больше не вернуться. На запросы жены Оришки райвоенкомат отвечал только стандартное "пропал без вести". Однако она продолжала ждать мужа и передала веру в то, что он вернется, своим детям.
Так оно и случилось
На руках поисковиков красноармеец Сезько снова вошел в родной двор, где его встретил 80-летний младший сын Василий. Проводить воина в последний путь собралось все село, где это событие – настоящее чудо. Ведь Михаил Федотович – первый, кто вот так вернулся домой через столько лет, к сыну, внукам, правнукам. И к жене, рядом с которой его похоронили.
"Люди говорили: вы словно из 1942 года приехали, привезли бойца. Но мы вернулись на места боев, чтобы помочь таким, как рядовой Михаил Сезько, дойти к своим детям и внукам. И в этом деле у нас много коллег и помощников, дай им Бог здоровья", - говорит руководитель Донецкого отделения СПОУ Вадим Дегтярь, полностью "доведший" солдата до родного порога вместе со своими поисковиками.
Сколько еще таких историй хранит наша земля? Наверное, ответить на этот вопрос мы сможем, когда будет похоронен "последний солдат". Но пока, говорят, поисковики, до этого еще далеко. Поэтому продолжают свою работу.