За 80 лет существования жанра "стендап" в Америке выросли десятки легендарных комиков, которые собирают тысячные залы и миллионную аудиторию у телеэкранов. В Украине стендап чаще всего рассказывают в пабах, чтобы занять скучающих посетителей. 9 ноября участник шоу "ГуднайтКлаб" на телеканале "1+1" Макс Вышинский даст сольник на большой сцене в Украинском Доме. Он в числе первых комиков, кто на такое решился. Мы пообщались с ним об особенностях юмора по-украински и узнали, почему наши стендап-комедианты не идут в YouTube.
"Привозя российского комика, ты отодвигаешь украинский юмор на шаг назад"
- Я недавно посмотрела запись сольника Данилы Поперечного в "Ледовом Дворце" в Санкт-Петербурге и была в шоке, что он собрал зал на 12 тысяч человек, тогда как наши стендаперы выступают в барах. Почему так?
- В России намного развитее направление стендапа. У нас из 10 человек только 2 знают, что это такое. Там же было много посткавээновских шоу, в которых комик выходил на сцену и рассказывал монолог. Людей приучали к тому, что есть не только КВН. Незлобин, Воля популяризировали этот жанр, зритель видел, что юмор можно преподносить иначе. Что касается Поперечного, то он изначально блогер, и что бы он ни делал – играл на гитаре или выступал со стендапом, - его подписчики пойдут за ним.
- А почему наши стендаперы не развивают всю эту ютубовскую историю?
- Я приверженец того, что рано или поздно стендап в Украине будут показывать по телевизору, это даст мне лично бОльший охват аудитории. Плюс мой юмор для аудитории постарше, а не для тех, кто сидит в YouTube. К тому же какие-то начинания в YouTube есть, но не в таком формате и масштабах, как в России. Там в это вкидываются огромные деньги.
- Вова Остапчук в интервью как-то сказал, что он решил делать крутой проект в YouTube, чтобы его заметили ТВ-продюсеры и позвали в какое-то шоу. И это намного эффективнее, чем сидеть и ждать.
- Это тоже правильно. На самом деле, и у меня в голове предостаточно идей для YouTube. Но чтобы снять качественный контент для YouTube, нужны деньги. Если я сделаю халтуру, продюсеры посмотрят на это и решат, что на телике я буду делать такую же халтуру. Поэтому нужны либо спонсоры, либо доставать деньги из своего кармана – а это большой риск. Мы будем снимать мой сольник в Украинском доме, выложим в интернет как полную версию, так и разобьем на тематические кусочки. Но все равно это общение с залом прежде всего, а не с аудиторией из YouTube.
- А ты не учитываешь то, что люди из телика уходят?
- Это миф. Пока что ничего критичного я не вижу. Если человек не посмотрел по ТВ "Лигу смеху", то через час посмотрит в интернете. Но это все-равно телевизионный проект.
- Вова Дантес пытался снимать у нас аналог американских Bad jokes telling - ПУШ UP, но это получилось не смешно. Тогда как над российской "Лигой плохих шуток" я смеюсь взахлеб.
- Я бы не сказал, что это прямо не смешно. Лично мне было смешно. Может быть зрителям было не интересн. Там на шоу приходят Харламов и Киркоров. У нас это чаще всего малоизвестные звезды. Наши топовые артисты не хотят, чтобы над ними стебались. Ты ему объясняешь, что это сарказм, юмористический междусобойчик, который добавит тебе просмотров. Но он не идет. А те, кто соглашается – это пока еще не очень известные артисты.
- Российские комики, которые сейчас активно выступают в Украине, влияют на продажи билетов на ваши концерты?
- Да. Украинских стендаперов мало кто знает. Они не настолько медийные. Поэтому некоторые организаторы возят популярных российских комиков, в основном это звезды YouTube, чтобы на этом зарабатывать. Они действительно перебивают нам какие-то даты. Люди идут на лицо, которое они раньше видели, и им все-равно – из России человек или не из России. Эти комики приезжают зарабатывать деньги. Но половина из них об Украине думают не очень хорошо. И очень странно, когда этот комик приезжает сюда и со сцены говорит: "Эй, привет Киев". Но тут больше вопрос к организаторам, которым все равно, на чем зарабатывать деньги.
Есть еще такой момент. Некоторые украинские стендаперы сами привозят в Украину российских комиков и выступают у них на разогреве, чтобы казаться крутыми за их счет. Я считаю, что это не выход. Я не хочу выступать на разогреве. Привозя условного Артура Чапуряна, ты не делаешь украинский стендап, ты отталкиваешь отечественную комедию на шаг назад. Мы, конечно, шутим, что нужно в сайт "Миротворец" обращаться. Хотя, может, это мы только пока шутим (улыбается). На мой взгляд, сейчас не совсем корректно играть в дружбу с Россией и говорить, что юмор вне политики. Меня, как украинского комика, это немного оскорбляет.
Лига плохих шуток (Россия)
ПУШ UP (Плохие украинские шутки)
"В Украине нельзя шутить о войне, Крыме и религии"
- Давай поговорим о скандале с "95 Кварталом" и песне про Гонтареву. Многие назвали это "танцами на костях". Ты как к такому юмору относишься?
- Это замечатальная крутая сатира. Классно прописанный текст. Это тот инструмент, которым "Квартал" славился все 15 лет. А сейчас из-за, скажем так, информационный войны начинаются напускные возмущения: "ой, что вы делаете, там же горе у женщины, а вы взяли и обстебали". Я считаю, что это бред.
- У тебя были подобные случаи, когда за шутки "прилетало"?
- В стендапе нет. А как автора шуток для разных юмористических программ меня никто не знает и искать не будет. Весь негатив прилетает к актерам и руководству.
- Не обидно отдавать классные шутки другим комикам?
- Это работа, я получаю за нее деньги. Наоборот, мне приятно, когда мои шутки в эфире. Значит, я на правильном пути как сценарист.
- Кто тебя цензурирует и говорит, что ты перегибаешь палку? Ведь можно так пошутить, что и в суд подадут. Может, тебе юрист нужен?
- Юрист? Нет. Во-первых, хорошо должен работать внутренний редактор. Потому что есть темы, которые оскорбят большую часть зрителей – например, война, инвалидность. Если ты не дурак, то ты не будешь об этом шутить. Когда мы играли в КВН, у нас была классная миниатюра про метро, но тогда в метро произошел взрыв, и нам сказали, что не надо этого выдавать. Окей, мы и сами понимали, что не надо.
- Ты можешь перечислить темы, над которыми нельзя шутить в нашей стране?
- Некоторые думают, что стендап это суперсвобода - я хочу шутить про зону АТО и буду это делать. Я считаю, что это не корректно Не знаю, что должно случится, чтобы я утром проснулся и подумал: "А напишу-ка я о взрыве жилого дома в городе N на Востоке. Понимаешь, да? Для меня запретные темы в нашей стране это, естественно, война в Донбассе и Крым. Но эти темы запретные не потому, что мне кто-то запрещает о них писать. Просто многие люди остались без дома, и кто я такой, чтобы шутить о ситуации, в которой я не был и где я не варился. Сюда же можно отнести терроризм, теракты. Тот же Чернобыль, о нем почему-то принято шутить, так как вроде трагедия давно произошла. Но я считаю, что шутить об этом странновато.
Религия – 50 на 50. Если я католик, я могу шутить о том, что люди странно это воспринимают, потому что все вокруг православные. Но люди после таких шуток скукоживаются, поэтому их нужно облегчать чем-то полегче. Шутить про мусульман, например, я не буду. Да и вообще тема Бога и церкви очень плохо воспринимается зрителями. Пока что. Хотя в ней много чего смешного. Но наше общество так воспитано, что религия – это святое, и над ней шутить нельзя. Нужно иметь огромный жизненный опыт или крутые аргументы, чтобы над такими шутками посмеялись. А если ты просто возьмешь факт из Библии и скажешь что-то в духе: "Если бог все видит, то почему он разрешил Каину убить Авеля", то это очень плоский юмор.
- И как быть юмористу, когда вокруг сплошные запреты? Шутить только о любовнике, который спрятался в шкафу?
- Такой юмор тоже кому-то нравится. Стендап – это новая форма, поэтому, конечно, шутить про тещу и конфеты не хочется.
В Штатах, например, там другая культура и другое восприятие юмора. Человек идет в зал расслабиться, а не оценивать комика – это мне понравилось, а это не понравилось. Плюс есть гениальные комики, которые могут позволить себе что угодно со сцены сказать, и они это делают очень грамотно и аргументированно и говорят не с потолка взятые вещи. У нас люди еще со времен Советского Союза привыкли к тому, что есть куча запретов, и они не готовы к шуткам про религию, детей, феминизм. Очень сильно напрягаются из-за этого.
Я в основном шучу о простых житейских вещах, которые близки всем людям. Некоторые говорят, что это юмор второго сорта, но это все бред. Тем более каждую тему можно подать по-разному. Комик должен быть наблюдательным. Вот сейчас все стали экоактивистами, раньше все были веганами. Если ты не такой и тебе это странно - напиши об этом. Или раньше не принято было говорить о своих болезнях, а сейчас все на каждом углу кричат, что у них непереносимость лактозы. Мне это странно, и я об этом пошучу. Всегда должна быть твоя личная актуальность. Если я недавно женился, то я буду об этом писать.
- А если все-таки в голове рождаются шутки на запретные темы, ты их записываешь с надеждой, что через 10 лет украинцы избавятся от стереотипов?
- Я записываю абсолютно все, что приходит в голову. У человека, который считает себя сценаристом-комиком, это, наверное, самое важное. Это еще со времен КВН повелось. Это нормально записывать все. Рано или поздно ты к этому вернешься, либо оно где-то выстрелит, либо с одной фразы ты потом можешь сделать монолог. К тому же спустя время с получением жизненного опыта ты сможешь расширять список тем, в которых ты разбираешься и про которые сможешь классно пошутить.
"В стендапе мне тяжело – я не картавый, не одинокий и не толстый"
- Расскажи, как ты пишешь шутки для шоу Валерия Жидкова "ГудНайтКлаб"?
- "ГудНайтКлаб" – это шоу, которое очень близко к такому настоящему стендапу. Я очень рад, что у меня есть возможность там сниматься, потому что все мы, комики, ждем чего-то подобного, чтобы стендап в нашей стране показывали по ТВ. Что касается написания шуток для этого шоу, то схема очень простая, как на каждом проекте. Есть тема выпуска – например, экология или ЗОЖ. Я подумал, как я к этому отношусь, чем моя позиция будет отличаться от других комиков. Написал монолог. Я его высылаю редактору, у нас есть два редактора – это действующие стендап-комики, они смотрят, вносят правки и возвращают мне. Я переписываю и повторно отправляю на редактуру. Иногда я могу встретиться с редакторами и почитать им монолог вслух. Так как они действующие комики, а не тетя с телевизора, они все понимают.
- А какого рода это могут быть правки?
- В основном их задача – усилить монолог. Говорят, что здесь шутка слабая, нужно ее переписать. В эфире ты пять минут, и чем плотнее будет юмор – тем лучше. Если есть что-то очень жесткое, и ты начинаешь доказывать, что это очень смешно, и что ты с этой шуткой много где выступал и все смеялись, то они тебе напоминают, что это все-таки телевизор, и здесь другие правила. Поскольку я работаю сценаристом на телевидении, я прекрасно понимаю, что нужно зрителю. Так что со мной у редакторов проблем нет. Иногда приходится придумывать, чем заменить крепкое словцо. Если в оригинале было слово "е***тая", тот в телике пришлось сказать "отмороженная" или "больная". Но ухо зрителю это не режет. Есть рамки, и в этом нет ничего плохого. Если я начну в телике материться, то это будет банально некультурно.
Я позиционирую себя как интеллигентный комик, который лучше сформулирует предложение красиво, чем скажет мат. Многие комики используют такой прием: вот я сейчас скажу мат - и все будут смеяться. Так работало в 2014 году, сейчас это не срабатывает. Чаще всего это ошибка начинающих. Иногда бывает, что мат может быть в тему. Но и без него абсолютно спокойно в стендапе можно обойтись. У меня есть определенный стиль, поэтому некоторые шутки я произнести не могу. Если комик рассказывает о сексе в кинотеатре, то можно пошутить в духе "Пока Шерлок Холмс искал убийцу, я искал у жены клитор". Это смешно, и зал будет смеяться, но это не в моем стиле, и я так не скажу.
- А в твоем стиле – это как? Почему клитор не вписывается в твою картину мира?
- Вопрос так и будет звучать (смеется)? Я бы сказал, что у меня воспитанный юмор. Не хочу использовать словосочетание "интеллигентный юмор", потому что оно очень заезженное. Есть воспитанные мальчики в школе, а есть хулиганы. У меня хулиганских моментов уже нет. Раньше, в период становления как комика, я пробовал разное. Все матерились – и я матерился. Сейчас мне это не нужно. Я шучу об отношениях, о семье, о психологических проблемах человека. Я обычный парень, у которого хорошие актерские данные, но у меня нет каких-то отличительных внешних черт или физических недостатков. Я не картавый, не инвалид, я не толстый, не одинокий, не еврей. Поэтому мне тяжело (улыбается). Раньше с этим были проблемы, потому что на стендап-шоу подбирали комиков по типажам.
- Ты много шутить про семью. Родные часто обижаются?
- Мама – всегда. После каждого видео она пишет мне в личку "Максим, как ты вообще можешь такое говорить?". Мама моя восхищается Жванецким, и всех по нему равняет. У него классная жизненная сатира, но стендап - это немного другое. Какие-то шутки маме кажутся пошлыми, тогда как для меня они нормальные.
- А жена как относится, что ты о вашем сексе со сцены рассказываешь?
- Иногда я рассказываю не только о нашем сексе, а делаю какой-то собирательный образ, и тогда она спрашивает: "А с кем это у тебя такое было?". И приходится объяснять, что взял некую ситуацию из чьей-то жизни и примерил на себя. Однажды жена меня попросила одну шутку не рассказывать.
“Не знаю как вас, мужчины, но меня очень раздражает, когда моя жена во время секса царапает мне спину. Да, в кино это заводит, но в реальной жизни это больно. Однажды я не выдержал и спросил: “Лена, зачем ты это делаешь?”. Она ответила: “Ну, а как мне еще показать что мне нравится секс с тобой?”. Давай подумаем… Как на счет стонать? Не хочешь стонать, просто в какой-то момент покажи мне “класс” (показывает большой палец - Авт.). И после этой шутки многие подходят к моей жене и говорят: “Ничего себе. Он прям такое о тебе рассказывает.”. А это не о ней. Это просто общая ситуация, которую решил рассказать от первого лица. Но я эту шутку рассказал уже везде где мог, поэтому жену в неловкую ситуацию ставить больше не буду.
Я даже набрался смелости, и произнес ее в Октябрьском дворце, там было 2,5 тысячи зрителей. И это была овация. Там были и молодые люди, и постарше, и все смеялись. Так что, это еще одна моя особенность – объединяющий поколение юмор. Так и запиши (улыбается). Некоторые комики вообще в монологах оскорбляют своих жен, говорят, что они тупые. Я этого не понимаю. Но с другой стороны, может они договорились. Чужая семья – потемки.
"За 15 минут выступления я получаю 300-400 долларов"
- Из чего состоит твой заработок?
- Некоторые комики считают, что можно зарабатывать только на стендапе. Я в это не верю. У меня есть моя основная работаю как сценариста - там я зарабатываю деньги. Как стендапер я получаю разные суммы. С "Рассмеши комика" все понятно: сколько ты выиграл - все твое. Хотя я там так часто бываю, что это уже как на работу ходить. В "ГудНайтКлабе" есть гонорар за съемку. Выступления на всех концертах, которые мы сами организовываем. Плюс гонорар за выступления в рамках "Подпольного" стендапа или других площадках. Если это не мой сольный вечер, а сборное выступление из 4-5 комиков, то это 2000 гривен.
- А на корпоративы приглашают?
- Да, конечно! В основном, перед Новым годом. За 15 минут выступления я получаю 300-400 долларов, иногда 500. Иногда просят написать материал под компанию, тогда ты берешь в два раза больше. В 90% это большие корпорации, которые приглашают нескольких комиков. Есть еще интересное направление, которое мы развиваем, – написать кому-то стендап. По началу я этого боялся: а когда себе писать? Но на меня вышла одна женщина и попросила написать монолог для ее свадьбы. Она хотела сделать сюрприз мужу и прочитать стендап об их жизни. Мы с ней встретились. Она рассказала много информации об их паре. Я узнал, сколько они вместе, какой любимый фильм, когда последний раз они ругались. Написал три страницы текста, за которые получил хорошие деньги. Женщина потом написала, что выступление прошло круто, и все смеялись.
- А бывает, что ты на корпоративе 15 минут шутишь, а никто не смеется?
-Иногда бывает. Но нужно быть готовым, что это корпоратив и что с 300 человек тебя будут слушать 20. Но сейчас мы часто просим, чтобы наше выступление ставили в начале вечера, когда все еще трезвые. У нас народ привык, что стендап нужно слушать под звон бокалов. Образно - сидеть где-то в баре пить пиво, и чтобы фоном на сцене что-то рассказывали. Я пытаюсь переломить этот момент и перенести стендап с подвалов на большую сцену.
- Чего ожидать зрителям на твоем концерте 9 ноября?
- Это будет не просто час шуток на тему “жизнь”. Я залезу людям в душу, найду там много интересного и мы вместе с этого посмеемся. Будет смешно, весь мой юмор основанный на реальных событиях. Зрителю будет действительно казаться, что я за ним слежу.
СПРАВКА КП
Макс Вышинский – украинский стендап-комик. Участник стендап-шоу "Гуднайт Клаб" ("1+1"), неоднократный победитель шоу "Рассмеши комика" ("1+1"), 14 сольных концертов по Украине, сценарист популярных юмористических телепроектов.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ