Наконец-то наш парламент дошел до вопроса безопасности на дорогах, что уже давно пора сделать. Решили депутаты начать с детских кресел. Простой, на первый взгляд, вопрос, но на самом деле крайне спорный.
Отныне за перевозку детей в возрасте до 12 лет и ростом до 145 см без спецсредств будут наказывать. Законопроект под №1150, который влечет за собой штраф за перевозку детей без детского кресла, не стал неожиданностью. Запрет был и ранее, да только сделать правоохранители ничего такому водителю не могли. А теперь смогут: на первый раз штраф 510 грн, на второй в течение одного календарного года - 850 грн.
Также законопроект запрещает перевозку лиц, не достигших 16 лет, в кузове грузового автомобиля и организованных групп детей в темное время суток.
При принятии этого решения депутаты руководствовались данными Всемирной организации здравоохранения, согласно которым автокресло позволяет снизить смертность младенца при аварии на 70%, а детей - на 54-80%.
Впрочем, многие автомобилисты восприняли новый закон в штыки – дескать, на покупке детских кресел можно разориться. Конечно, цены на бескаркасные детские кресла стартуют от 500 гривен в среднем. Но высококачественные и надежные известных марок тянут уже на 3 - 5 тысяч гривен.
Сторонники закона парируют: не обязательно покупать новые, можно и б/у. За тысячу-две можно найти отличные модели.
Другое дело - многодетные семьи, где по 3-5 детей и каждому необходимо кресло. Тут процесс покупки либо ударит по карману, либо вынудит возить детей по очереди. Но многодетные семьи далеко не единственная категория водителей, для кого данный законопроект родил сразу массу споров и головную боль. По словам адвоката Вадима Володарского, эта ситуация очень сильно ударит как по рядовым автомобилистам, так и по службам такси.
- Представьте себе ситуацию: какая-то мамочка просит соседа подвезти ее с ребенком. И если у нее нет кресла - он этого делать не станет, ведь, взяв их, обречет себя на денежный штраф, - говорит Вадим Володарский. - А для наших служб такси это вообще удар - таксистам теперь либо покупать по несколько кресел и возить их с собой, либо не брать пассажиров с детьми. И, естественно, никто из таксистов не станет вкладываться в покупку кресел ради определенной категории пассажиров. Как быть этим людям, депутаты не подумали.
В других странах, по словам Володарского, где существуют штрафные санкции за перевозку детей без автокресла, службы такси всегда уточняют у клиента, есть ли среди пассажиров ребенок, и на такой вызов едут оборудованные машины, что стоит дороже, чем обычная поездка.
- Я считаю этот закон настоящим лицемерием, так как он обременяет жизнь автомобилистов и подталкивает в сторону отказа от автомобилей в пользу использования общественного транспорта, - говорит Вадим Володарский. - Но хуже всего то, что езда в общественном транспорте подразумевает поездки в стоячем положении, где любое резкое торможение уже травмоопасно для ребенка, не говоря уже о риске заражения кучей инфекций.
Правда, адвокат допускает, что в реальности на наших дорогах повальной облавы на нарушителей этого законопроекта не будет из-за его спорности.
Кстати
Проблема старых машин
Также не совсем ясной остается ситуация по моделям автомобилей старого образца, конструкция которых не предусматривает использования автокресел. Речь идет о машинах, выпущенных в советские времена, а также иномарках, выпущенных в прошлом веке. Эти авто проектировали и делали во времена, когда автокресел и в помине не было. Как быть таким автомобилистам - вопрос риторический.
Но и владельцам современных дорогущих авто типа спорткара "Порше" или "Тесла" стоит задуматься. Конструкции ваших машин имеют некое подобие детского автокресла, но закон его автокреслом не называет и как вам быть - не знает никто.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Рада ввела штрафы за перевозку детей без автокресел: сколько заплатят нарушители?
В Украине владельцы автомобилей используют детские кресла только для 12% детей в возрасте до 6 лет.