Профессиональный психолог рассказывает, как «не зарыть» талант ребенка. В народе говорят: от осинки не родятся апельсинки. А что говорит по этому поводу наука? Чем похожи наши дети на нас и чем совсем не похожи? То, что интеллектуальные способности наследуются, уже не вызывает сомнений. Однако не все так просто. Способности или, как говорят психологи, психофизиологические задатки, более схожи с начальным капиталом, которым надо умело и грамотно распорядиться. Ведь наравне с наследственностью ученые выделяют и другие факторы, которые влияют на умственное развитие, а также факторы культурной среды и круга общения. Помочь разобраться во всех этих тонкостях мы попросили психолога Львовской СШ № 73 Оксану Чекит.
Общайтесь с малышом чаще
Психологи по шкале стресса приравнивают начало супружества к разводу и потере работы. Первый год совместной жизни связан с изменением многих привычек и бытовых стереотипов – а это огромный стресс!
Если же причиной брака стала беременность, то этот стресс вместе с мамой переживает и будущий ребенок. Недаром целомудрие женщины считалось важнейшей из добродетелей. Чтобы природные возможности вашего ребенка проявились в полной мере, сначала создайте семью, а потом ожидайте малыша.
Некоторые мамы гордятся тем, что продолжали работать чуть ли не до самых родов. Но работа в период беременности часто означает нерегулярное питание, участие в конфликтах, отсутствие свежего воздуха. Карьера не пострадала, вы доказали свою профессиональную состоятельность. Только потом, обсуждая со школьным психологом неудовлетворительные отметки сына, мама недоумевает: « У нас в семье все умные, образованные люди, в кого же ребенок троечник?» Ответ очевиден.
Бывает и иначе. Родители вроде бы не обладают выдающимися способностями, зато активно общаются с детьми с самого раннего возраста: часто берут младенца на руки, играют с ним, поют, читают книжки. Когда чадо подрастает, не ленятся отвечать на многочисленные детские вопросы, не смеются над неопытностью, поощряют любознательность, ходят в музеи, театры, зоопарк. Такую обстановку называют богатой культурной и информационной средой. Проводником в мир культуры для ребенка становится заинтересованный и доброжелательный взрослый. Потом наследник радует маму и папу не только школьными успехами, но и самостоятельностью. А знакомые удивляются: « И в кого у них сынишка такой умный, родители – обычные люди».
Что передается по наследству?
Доказано, что по наследству передаются музыкальные, художественные и любые творческие способности, например, склонность к изучению языков. Наша с вами задача – их развивать.
Передаются по наследству и черты характера. Наследуется активность и пассивность, способность адаптироваться к новым условиям, реакция на новые игрушки и незнакомых людей, эмоциональность, порог чувствительности к различным воздействиям. Дети перенимают у родителей даже настроение: легкий, веселый характер или капризный и недоброжелательный.
Общительность или замкнутость, способность контролировать свое поведение, организованность или неумение планировать свои действия, повышенная тревожность, восприимчивость или настороженность по отношению ко всему новому тоже в значительной мере определяются наследственностью.
Главное – не ломать ребенка в процессе воспитания, учитывать его индивидуальные особенности. Нельзя тревожного и замкнутого сделать смелым и предприимчивым, тихоню невозможно превратить в общительного лидера. Но из каждого можно воспитать доброго, ответственного и постоянного в своих привязанностях человека.
Влияние генетической наследственности не стоит недооценивать. Поэтому послушайте совет – не спешите заключать брак. Сначала познакомьтесь поближе с семьей вашего избранника.
Если родственники мужа страдают нарушениями психики, прежде, чем решиться на рождение ребенка, обратитесь в генетическую консультацию и узнайте вероятность рождения здорового ребенка.
Заметив нарушения в поведении ваших близких – особенно детей! – не откладывайте визит к специалисту.
Предрасположенность к любой болезни – это не смертный приговор, а сигнал к действию.
Даже если вашему ребенку поставлен неутешительный диагноз – с оптимизмом смотрите в будущее. Благополучный итог зависит не только от условий роста и развития малыша, но и от вашей материнской любви.
Корректируем плохой генотип
В наследство от предыдущих поколений можно получить предрасположенность к психическим заболеваниям, неспособность к обучению и другим нарушениям поведения и развития. Шизофрения, депрессия, умственная отсталость, а также болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие) действительно чаще всего встречаются среди родственников больных людей.
Но не все так фатально. Установлено, что даже при неблагоприятном генотипе (наследственном заболевании) правильно подобранная среда развития способна творить чудеса. Возьмем хотя бы такое заболевание, как шизофрения. Это тяжелое психическое заболевание, но оно проявляется далеко не у всех членов семьи. Значит, наследственная предрасположенность – не приговор. Эмоционально негативный стиль отношений в семье – попросту говоря, отсутствие душевного тепла, любви и доброжелательности – провоцируют развитие заболевания, а забота и участие, напротив, сводят проявление болезни к минимуму.
Психические болезни в нашем обществе вызывают панический ужас. А вот к алкогольной зависимости мы почемуто относимся спокойнее. И напрасно! Ведь алкоголизм родителей очень часто может отозваться наркотической зависимостью или депрессивным расстройством у детей. Наследники женщиналкоголиков имеют более высокий риск развития этого заболевания, чем дети алкоголиковмужчин. Алкоголизм провоцирует начало развития психических отклонений. А алкогольная интоксикация ребенка в утробе матери ведет к заведомому снижению умственных способностей.
Если ребенок имеет прямых родственников, больных алкоголизмом, обеспечьте дома спокойную обстановку, не спешите рано отдавать его в школу, не принуждайте к занятиям, к которым ребенок не склонен: скажем, к музыке или иностранным языкам. Пусть раскроет талант в том, к чему лежит его душа. И не беда, если этим занятием станут, например, шахматы, в которые в семье игратьто никто не умеет. Главное, чтобы маленький человечек получал удовольствие от своей деятельности и преодоления препятствий, которые, к слову сказать, должны быть посильны для ребенка. Это состояние психологи называют: « я могу!»
Осторожно – игромания!
Проблема игромании (или гэмблинга, патологического пристрастия к азартным играм, от английского gambl – «азартная игра») приобрела сегодня особую остроту. Это нарушение относят к расстройствам самоконтроля.
В раннем возрасте потенциальный гэмблер отличается повышенной эмоциональностью, отсутствием стеснительности, в подростковом – эмоциональной неуравновешенностью. Предполагают, что для таких подростков характерен синдром «недостаточного вознаграждения»: отсутствие внутреннего комфорта они пытаются компенсировать азартной игрой, в процессе которой меняется сила и направленность процессов головного мозга, и возникает чувство удовлетворенности. Взрослый игрок – недружелюбен, безответственен, лжив, агрессивен, стремится доминировать над окружающими.
Тревогу вызывает и увлеченность детей компьютерными играми – это один из способов ухода от действительности, попытка решения проблем не в реальном, а в виртуальном мире, что чревато переходом к химической зависимости.
Помните: страдающий игроманией подросток нуждается не в наказании, а в квалифицированной медицинской и психологической помощи.