Жители Золотого: Все дело в шахтах, просто так их не отдадут

Люди не понимают, кто и как будет гарантировать им безопасность после разведения войск.

Фото: соцсети

Что вы знали о городе Золотом до того, как начался вооруженный конфликт в Донбассе? Наверное, ничего. Даже в Донецкой и Луганской областях многие не слышали об этом маленьком шахтерском городке. Расположен он в 70 километрах от неподконтрольного нынче Луганска. Практически на линии разграничения. Совсем рядом "чужие" Кировск и Стаханов.

Западная часть Луганской области - территория небольших шахтерских городков, практически граничащих друг с другом. И ничем особо не отличающихся. Серые, маленькие, с "совковыми" ларьками и рынками. Из развлечений - максимум небольшие кинотеатры и кафе на уровне наливаек, еще "дискотеки 80-х" в скромных городских парках.

Даже в достаточно благополучные первые годы 2000-х в эти места было страшно попадать. Разбитые дороги. Дети, собирающие металл на терриконах, там, куда даже заходить опасно. Безденежье и безнадега. Даже тогда.

Вся проблема в шахтах, ставших в свое время основой для поселений, а после развала СССР превратившихся в обузу для государства. Статус депрессивных предприятий неминуемо приводил города к вымиранию. В том же Золотом в 1970 году жили 26 000 человек, в 1989-м - 23 000, а перед началом боевых действий - около 14 000. Сколько там сейчас осталось местных жителей, точно неизвестно. Сами золотовцы говорят: уехала половина, а может, и больше. Вот и считайте…

Город ничем не отличается от других небольших шахтерских поселений. Фото: Соцсети

"Денег нет даже на самое необходимое"

Золотое в последнее время не сходит с новостных лент всех СМИ страны, и пока лидер "Национального корпуса" Андрей Билецкий прорывается сквозь блокпосты и пытается сорвать развод войск, местные шахтеры вот уже 4 месяца сидят без зарплат.

- Нам не за что детей в школу отправить, шахтеры сидят голодные, денег ни у кого нет. А стоит все очень дорого, картошка по 20 грн за кило, хлеб по 15 за буханку, - рассказывает о жизни в Золотом Ольга Рыжкова. - Женщинам, которые на поверхности шахт работали, платили по 4500 гривен в месяц, надбавок за работу в зоне боевых действий у нас нет. Шахтерам выплачивали по 14-15 тысяч - когда зарплаты были, этих денег нам хватало.

У Ольги Рыжковой муж - шахтер, их семья воспитывает троих детей: 6- летнюю дочь Веронику и сыновей Артема и Валерия, 10 и 12 лет. Дети растут, нужно ходить в школу, а денег нет даже на новую пару обуви.

Удивительно, но все четыре шахты Золотого продолжают работать и даже под обстрелами выдавать на-гора очередные тонны угля. Правда, даже самые стойкие горняки после таких задержек зарплаты стали собирать вещи и перебираться кто куда. От Харькова до Львова. Это к вопросу о проблеме переселенцев. 

- Зима на подходе, а жить не на что. Полгорода без света сидит, с ним очень строго. Не заплатил - приехали и отключили без разговоров. Что зарплаты не платят по 4 месяца, их это мало волнует. Говорят: "у нас приказ", - рассказывает Ольга Рыжкова. - Горячей воды нет, есть только холодная по городу. Ну а хуже всего дела с отоплением, за него деньги платим уже не первый год немалые, а оно не греет, в квартирах все время холодно. Люди мерзнут.

Уголь – главное богатство этого края Фото: Соцсети

Все живут в долг

Олег Киященко работает на одном из угольных предприятий Золотого шахтером, он, как и сотни других трудяг, уже 4 месяца не видит живых денег. Говорит, что многие семьи живут благодаря тому, что есть у кого попросить в долг.

- У меня жена в школе работает, на её зарплату и живем. А у кого и муж, и жена на шахте, те берут в долг у родственников. Кто-то успевает подработать грузчиком или на стройках работы какие делает, - рассказывает Олег Киященко. - Только строек и разгрузок на всех не хватает.

На шахте "Горская", по словам Олега, за сентябрь отгрузили 1 тыс. тонн угля, при этом 13 тыс. тонн осталось храниться на складе. Весь уголь идет на Углегорскую ТЭС. Почему зарплаты не платят, шахтеры не понимают.

Здесь на стенах своеобразные граффити Фото: Соцсети

"После новости о разводе войск жить стало хуже"

Местные говорят, что как только в Золотом появились люди из "Нацкорпуса", снова, как в 2014 году, вокруг городской черты стали рыть окопы. В пустующие дома заселили военных. Жители Золотого просто не представляют, как тут возможен развод войск при такой обстановке и будет ли он вообще.

- Все дело в шахтах, они дают очень хороший уголь. Просто так их отдавать никто не хочет, они приносят хорошие деньги. Чего-то другого тут нет, а уголь - главная ценность, - говорит многодетная мать Яна Кузьмина. - За все время войны у нас было более или менее спокойно. Блокпост остался только один – тот, что ведет на Лисичанск. А сейчас все как заново…

Ощущения безопасности, по ее словам, нет. Приводит пример: однажды ее муж ехал на машине с работы, его остановили военные, проверили документы, огрызнулся, мол, ничего ведь не нарушал, и сразу получил удар в грудь. Все напряжены…

На днях замминистра обороны Алина Фролова заявила, что жители Золотого в подавляющем большинстве "за" предстоящее разведение войск. Наши собеседники почему-то категорически не согласны. Говорят, и так живем "на волоске", а что будет дальше? Кто будет властью? Будут ли работать шахты? Кто будет платить зарплату? И, главное, будет ли мир?

И, кстати, на эти вопросы им пока никто не ответил…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Почему срывается "формула Штайнмайера"

Первым камнем преткновения на пути реализации "формулы Штайнмайера" стало разведение сил и вооружений от линии соприкосновения, которое должно было начаться 7 октября. Россия заявила, что не может гарантировать отвод войск самопровозглашенных ЛДНР.