Умение находить общий язык с людьми необходимо любому. Порой не ум и интеллект помогают нам в жизни, а именно общительность. Как выяснили недавно социологи, коммуникабельные люди добиваются более впечатляющих успехов и зарабатывают лучше, чем угрюмые и необщительные.
Завести друзей, продвинуться по карьерной лестнице, поддержать разговор и отстоять свое мнение - все это результаты хорошей коммуникации. И этому надо научить ребенка.
"Говорить" лицом
Развивать навыки общения специалисты советуют с самых ранних лет. Старайтесь говорить с малышом выразительно, буквально показывайте ему смысл высказывания выражением лица, руками, голосом. И хотя карапуз многого еще не знает, общайтесь с ним развернутыми предложениями.
- Порой папы и мамы стараются пораньше отдать ребенка в садик, чтобы он научился общаться с другими детьми. Но это не всегда работает, - считает клинический психолог Елена Трушина. - Социальные навыки - умение выражать желания, реагировать на отказ, защищать свои границы - у совсем маленьких детей развиваются лишь через общение с близкими взрослыми. Они показывают пример, как реагировать. В группе детсада, когда детей много, а взрослых 1 - 2, возможности научиться у старших разрешению конфликтов нет. Скорее дошкольник применяет там те способы общения, которым научился дома.
Привлечь внимание к другим
Малыши еще не могут играть со сверстниками, игрушки для них интереснее. Поэтому задача родителей - привлекать внимание к другим детям ("Посмотри, какая девочка! Какое у нее красивое платье!"). Достаточно ходить в гости, где есть дети, или играть на площадке.
К 4 годам малыш понимает, что играть с другим интереснее, чем одному. И это время сюжетно-ролевых игр - в больницу, полицию, дочки-матери. Отличный коммуникативный тренинг! Ребенок и командует, и выполняет инструкции, и играет множество ролей. Именно в игре дети учатся договариваться. Например, кто будет доктором, а кто больным.
К 5 - 6 годам дети уже могут общаться со сверстниками и родителями вне игры. С ними можно говорить на различные темы и обсуждать то, чего нет перед глазами: где я был вчера, какой мультик я люблю, куда поеду завтра.
С короной на голове
Часто затруднения в общении связаны с самооценкой. Чтобы это выяснить, родители могут провести несложный тест "Лесенка".
Рисуем лесенку из 7 ступенек. Объясняем: если на всех ступеньках рассадить детей, то на верхней окажутся самые лучшие ребята, на второй и третьей - хорошие, на четвертой - ни хорошие, ни плохие, на пятой и шестой - плохие, а на последней - самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? А на какую ступеньку тебя поставят мама, папа, воспитательница, другие дети?
Большинство детей ставит себя на самый верх (завышенная самооценка у дошкольников - норма). Оценка другими должна быть на той же ступеньке или рядом. Дети, у которых есть проблемы в общении, имеют большой разрыв (2 - 4 ступеньки). Получается, ребенок считает себя хорошим, но ему кажется, что другие так не думают. Поэтому он может стесняться общения с другими.
Хотя не все так однозначно.
- Если ребенок прячется за вашу спину в гостях - это нормально, - объясняет Елена Трушина. - Но реакция взрослых может негативно повлиять на уверенность в себе. Например, если постоянно говорят: "Ну что ты такая трусиха", "Давай уже" и т. д. А вот поддержка и сочувствие родителей помогут ребенку постепенно пробовать новое.
Три полезных приема
- Всякая оценка ребенка негативно сказывается на развитии навыков коммуникации. Нужно стараться оценивать не малыша, а поступок. Не "ты самый умный на свете", а "ты нашел очень остроумное решение проблемы". Такая обратная связь важна для развития адекватной самооценки. Хвалить нужно по делу, подробно и конкретно называя, что именно получилось хорошо. Например: "Чтобы так вырезать картинку, надо было действовать очень аккуратно. Как тебе удалось разрезать так ровно?", "Ты подтянулся уже три раза, вот это да! Для этого нужны очень сильные руки".
- Детям раннего дошкольного возраста мы подсказываем и помогаем найти слова для смущающих ситуаций, иногда даже говорим за него, действуем командой. Например: "Вася хотел бы поиграть твоей машинкой, можно мы возьмем ненадолго?" Или: "Нет, Маша пока не готова отдать свою лопатку". Постепенно ребенок освоит ваши способы и сможет сам говорить сказанные вами когда-то фразы.
- Более старшим детям можно рассказывать, в какие неловкие и сложные ситуации вы попадали и как находили выход. Важно вспоминать именно о трудных моментах. Ребенок будет знать: такое случается со всеми, и раз вы преодолели трудности, то и он справится.
Важно
Разговаривайте, читайте, обсуждайте
- Задавайте сыну или дочке отрытые вопросы, на которые можно ответить что-то, кроме да и нет. Например: "Как прошел твой день? Что было интересного сегодня?" Поощряйте его задавать вопросы другим: "Спроси у Васи, какие конфеты он любит".
- Всегда внимательно слушайте ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Не прерывайте, повернитесь к нему лицом, задавайте уточняющие вопросы.
- Приучайте здороваться с другими детьми и взрослыми. Это самый простой способ начать общение.
- Обсуждайте прочитанные книги или мультфильмы (поход в гости, прогулку в зоопарк и т. д.).
- Читайте и еще раз читайте! Совместное чтение прекрасно развивает навыки общения.
ВЕСЕЛАЯ УЧЕБА
А теперь поиграем!
|
Для малышей
"Где наши ручки?". Ребенок показывает и прячет руки за спину.
"Солнышко - дождик". Прячемся, когда начинается дождик, выбегаем, когда светит солнце.
С 4 лет
"Зеркало". Один участник (взрослый или ребенок) как бы смотрится в зеркало, другой - его отражение. И зеркало должно синхронно выполнять все движения - хлопки, топание ногами, какие-то звуки. Через пару минут меняемся ролями.
"Зеркало наоборот". Выполнять действия, противоположные тем, что показывает ведущий. Например, ведущий сжимает руки в кулаки, а отражение - раскрывает ладошки.
"Волшебная палочка". Тот, у кого в руках волшебная палочка (можно покрасить или облепить фольгой какую-то палочку или веточку), расскажет, что хорошего случилось с ним (чему научился, что было самым трудным, что делал с удовольствием) на прошлой неделе (сегодня). Также по очереди можно придумывать истории.
"Веселые картинки". Один участник начинает рисовать картину, а через 2-3 минуты ее продолжает дорисовывать другой ребенок (мама, папа) и возвращает обратно автору. Так рисунок может дополняться несколько раз. В конце можно обсудить: понравилось ли дорисовывать чужой рисунок, отличается ли он от тех, которые ты рисуешь обычно.
"Сиамские близнецы". Умение сотрудничать с другими очень важно. Обмотайте бинтом предплечье и локти двух детей (или ребенка и родителя): у одного это будет левая, а у другого - правая рука. Берем мелки или карандаши разных цветов и начинаем рисовать. Рисовать нужно только привязанной рукой. В процессе можно разговаривать, чтобы решить, какое изображение должно получиться.
"Испорченный телефон". Эта игра приучает внимательно слушать собеседника. Прошепчите ребенку какую-то фразу, он передает ее следующему игроку и т. д. Последний говорит, что до него дошло.
"Воображаемая сумка". Эта игра-упражнение учит считывать язык жестов.
Поставим перед собой воображаемую сумку, "достаем" из нее какой-нибудь предмет и показываем, как им пользоваться. Например, что-то пишем ручкой, разрезаем ножницами бумагу, наливаем и пьем из стакана.
Второй участник должен угадать, какой предмет "достали".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как научить ребенка читать: 10 полезных советов
Правила и упражнения, которые упростят и ускорят процесс обучения юного читателя.