Действие нового фильма Тодоровского происходит в 1970 году, когда Одессу поразила вспышка холеры, которая перевела на карантин приезжих героев - столичного журналиста (Евгений Цыганов) с сыном. Те явились навестить своих местных родственников - бабушку с дедушкой (Ирина Розанова и Леонид Ярмольник), классически колоритных персонажей одесского фольклора с их характерными интонациями и вечной озабоченностью тем, что будут "кушать" их внуки.
- На одном из итальянских диалектов слово "амаркорд", ставшее названием знаменитого фильма Феллини, означает "Я вспоминаю". Можно ли считать "Одессу" вашим "Амаркордом"?
- Да. Могу это сказать совершенно уверенно.
- К тому же сын персонажа Евгения Цыганова похож на вас просто феноменально...
- Это получилось случайно. Степу Середу нашли перед самыми съемками, буквально за неделю. Потом на съемках мне сказали, что он на меня похож, а сам я этого даже не видел.
- Вы из тех авторов, кто всю жизнь снимает скорее "про себя", чем рассказывает чьи-то чужие истории?
- "Про себя" - в том смысле, что в основе моих фильмов личный опыт. Но я снимаю не про свою жизнь. Скорее про какой-то воздух, время, чувства, которые мне хочется перенести на пленку.
- В вашей "Оттепели" была фигура оператора в исполнении того же Цыганова. Она была вдохновлена вашим отцом?
- Не совсем. Скорее Петром Ефимовичем и его друзьями. Это был собирательный образ людей, которых я видел у нас в доме. И по кусочкам был собран этот персонаж.
- "Одесса" сделана по такому же принципу?
- Да. Из осколков воспоминаний. Например, сильно всех взволновавшая после показа на "Кинотавре" история с капитаншей, которая раздевается в каюте перед мальчиком. Это абсолютно реальная история, которая случилась со мной в 8 лет. Никакого рационального объяснения ей у меня до сих пор нет. Но взрослая, холеная, породистая женщина действительно завела меня в каюту, разделась, показала себя. А потом еще налила кока-колы, что по тем временам было уж совсем что-то невероятное! И я решил это вставить в фильм, потому что мне показалось, что в этом есть та степень безобразия и свободы, которая охватила моих персонажей.
- Кока-кола, наверное, тогда произвела большее впечатление?
- Нет, все-таки женщина перешибает все.
- По нынешним временам вас можно обвинить в самых смертных грехах - голая женщина и несовершеннолетний...
- Я знаю. Но что ж делать? Думаю, это надо как-то пережить. Как чуму. Наверное, мой фильм - полная противоположность этой "феминистской повестке". В жизни вообще много неправильного. Она состоит из того, что люди в какой-то момент нарушают правила. В этом нет ничего страшного, если это не криминал. Потому что в этих нарушениях они открывают себя, других, мир. Об этом, наверное, и наша картина.
- Еврейская тема, тема эмиграции - вы возвращаетесь к ним во многих своих фильмах...
- Я просто очень хорошо помню эти бесконечные проводы. Папа брал меня с собой, мы приезжали на квартиры к его друзьям, где стояли чемоданы. "Они уезжают". "Он уехал". В Америку, в Израиль. В 1970 году, когда происходит действие фильма, люди только начинали уезжать из Одессы. Часто семьи распадались, потому что кто-то говорил: "Если уедешь, ты больше для меня не существуешь". Для истории из того времени желание одной из дочерей уехать в Израиль - хороший драматургический прием, на котором строится картина.
- Мне понравилось, что в фильме нет места мифам о том, что в Одессе все бесконечно шутят.
- Да, нет всей этой лубочной и сувенирной продукции. Я однажды поехал с друзьями на экскурсию под названием "Одесса бандитская". Женщина-экскурсовод привезла нас на Молдаванку и начала рассказывать про адскую кровавую баню с участием Мишки Япончика. То, как они размазывали по стенам людей, не имеет вообще ничего общего с этим одесским КВН для туристов...
- Будет ли у "Одессы" телеверсия?
- Нет, будет только одна - для телевидения и для кино. Я много сцен вырезал из этого фильма. Но эта история исчерпана. Мне нечего добавить к одесской теме. И ретро снимать больше не хочется. Теперь все мысли о современности.
|
КСТАТИ
- Раз уж заговорили о ТВ. Как вам "Чернобыль"?
- Мне кажется, этот фильм сделан с огромным уважением и любовью, состраданием и восхищением нашими людьми. Просто он честный. А с какого-то момента люди уже не в состоянии воспринимать ничего честного. Они хотят только восхваления и раздувания собственной гордыни.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Валерий Тодоровский родился 8 мая 1962 года в семье известного кинорежиссера Петра Тодоровского. В 1984 году окончил сценарный факультет ВГИКа. Написал сценарии к фильмам "Гамбринус", "Морской волк", "Циники", "Над темной водой". Дебютировал в режиссуре в 1990 году фильмом "Катафалк". Картины Тодоровского участвовали в программах фестивалей в Берлине, Каннах, Сан-Себастьяне.
5 лучших фильмов Тодоровского:
- "Любовь" (1991)
- "Страна глухих" (1998)
- "Любовник" (2002)
- "Стиляги" (2008)
- "Оттепель" (2013)
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ
Леонид Ярмольник: Надеюсь мне разрешат въезд в Украину
- Насколько я понимаю, фильм "Одесса" не покажут в Одессе. Почему вы невъездной на Украину?
- Я вырос во Львове. И школу оканчивал там. Во Львове обожают Польшу. Они всегда хотели быть Польшей или Австро-Венгрией. И я ляпнул, что, если уж все разваливается, пусть референдум проведут. Может быть, Польша захочет их принять. И закрыть уже эту тему. Из-за этого я и стал невъездным, мои фильмы там запретили. Кстати, Юра Башмет (альтист и дирижер. - Ред.) тоже львовянин, и тоже невъездной. Его даже лишили звания профессора Львовской консерватории.
Я считаю, что люди, которые придумали эти запреты, хотят помнить только ту часть истории СССР, которая им выгодна, - для сохранения ощущения мести. Они как бы до сих пор мстят России за то, что было 70 лет назад. Я имею в виду разборки ВЧК, кровавый террор и т. д. Но какое отношение это имеет к сегодняшним русским? Поскольку уж мы затронули эту тему, я очень надеюсь на то, что мой коллега и близкий друг Владимир Зеленский сможет исправить эту ситуацию.
- Насколько хорошо вы его знаете?
- Он играл моего сына в фильме "Любовь в большом городе". Я сидел в жюри КВН, когда играл его "95-й квартал". Мы вместе вели многие концерты и праздники в многотысячном зале "Палаццо-Украина" на Крещатике.