Сегодня в Раде рассматривают два резонансных законопроекта, которые могут существенно усложнить жизнь малому и даже среднему бизнесу. Речь идет о проектах законов под номерами 1053 и 1073. Если они будут приняты, то в ближайшее время жизнь частных предпринимателей может круто измениться.
Эти документы предусматривают рост штрафов для тех бизнесменов, которые не выдают фискальные чеки, а также обязывают весь бизнес использовать специальное программное обеспечение, чтобы фиксировать каждую торговую операцию. А покупатели, которые поймают предпринимателей на несоблюдении закона, смогут "настучать" в соответствующие органы и получить за это возмещение стоимости покупки.
Мы собрали мнения сторонников и противников нововведений.
Что предлагают
Ни для кого не секрет, что украинский бизнес не всегда работает "в белую". Контрабанда, вывод прибыли в офшоры, серые зарплаты, теневой рынок земли и "оптимизация" налогообложения при помощи ФОП – все эти явления приносят миллиардные убытки бюджету. Новая команда решила начать борьбу с ними. Правда, первыми могут пострадать не контрабандисты, наносящие ежегодно ущерб государству почти на 100 млрд грн, а обычные физлица-предприниматели, которые занимаются розничной торговлей.
Глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев внес в парламент несколько законопроектов, которые предполагают появление так называемых электронных чеков и премирование граждан, которые обнаружат поддельный чек.
- Если мне не выдают чек или выдают фальшивый (я его могу проверить онлайн), я оповещаю об этом налоговую и получаю возврат стоимости своей покупки. А предприниматель платит 200% штрафа. То есть, мы подключим всех граждан Украины к контролю за рассчетно-кассовыми операциями, - пояснил суть механизма Дании Гетманцев в одном из недавних интервью.
Правда, в финальном варианте законопроекта штраф уменьшили до 150%, а "кешбэк" для бдительных граждан, которые нашли фальшивый чек, будет начинаться при покупках на сумму от 100 грн.
Вместе с этим новшеством вырастут и штрафы для нерадивых предпринимателей. Сейчас первый штраф за невыданный чек составляет 1 грн. Предлагается повысить его до 150% от суммы в чеке, но не менее 850 грн. за второе нарушение штрафовать на 250% от чека, но не менее 1700 грн.
Законопроектом предполагается, что все предприниматели (кроме первой группы ФОП) должны будут выдавать электронные или бумажные чеки, для чего иметь так называемые регистраторы рассчетно-кассовых операций (РРО). Это может быть как кассовый аппарат, так и программа в компьютере, планшете или даже смартфоне. После того, как вы купили в магазине даже коробку спичек, продавец должен будет внести данные в эту программу, которая сформирует электронный чек, который тут же будет отправлен в налоговую.
Правда, тут есть несколько подводных камней. Предприниматели говорят, что пока программного обеспечения для ведения РРО в смартфоне нет и не известно, когда оно появится. А пока его нет, им придется использовать стандартные кассовые аппараты. Кроме того, в законопроекте говорится, что параллельно с существованием электронного чека предприниматель все равно должен иметь возможность распечатать бумажный.
Многие представители малого бизнеса видят в этом главную "зраду". Им придется в обязательном порядке иметь или стандартный кассовый аппарат, которые печатает чеки, или принтер для распечатки бумажных чеков, если даже появится РРО для смартфонов.
Сроки вступления в силу этих изменений в законопроектах выглядят так: с 2020 года это коснется только тех, у кого оборот свыше 1 млн грн в год, а с 2021 года чеки должны будут выдавать все группы предпринимателей.
Мнение бизнеса
Естественно, такие инициативы не нравятся предпринимателям. Глава Союза защиты предпринимательства Сергей Доротич говорит, что введение одного РРО по ценам 2015 года обходилось бизнесу более чем в 70 тысяч гривен. Сюда входили затраты на само устройство РРО, его регистрацию, получение всех необходимых разрешительных документов, а также его обслуживание.
- С 2015 года стоимость трудозатрат только выросла, так как выросла минимальная заработная плата, - говорит Сергей Доротич. - Не нужно считать только стоимость аппаратов, нужно считать и стоимость их обслуживания, программирования и т.д. Труд не бесплатный. Расходы на введение РРО оплатит в конечном итоге потребитель. Потому что бизнес автоматически вложит эти расходы в цену на услуги и товары. Ждем повышения цен.
Раскритиковал законопроекты и сооснователь компании "Новая почта" Владимир Поперешнюк. По его словам, в законодательные инициативы предусматривают расширение применения регистраторов (РРО) и другие инициативы по "закручиванию гаек" для бизнеса. В том числе повышение налога для ИТ.
- Стало понятно, что мы, предприниматели, – враги, а особая враждебная каста для них – это ФОПы, – написал Поперешнюк на своей странице в Facebook.
- Мы это все уже проходили с их предшественниками. К сожалению, среди украинцев тоже есть немало сторонников борьбы с ФОПами. От простых потребителей, которым не нравятся неправильные чеки в ресторанах, до представителей бизнеса на обычной системе налогообложения.
Но есть и те, кто выступает за принятие законов. Так в Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА), которая в основном представляет интересы крупного бизнеса, поддержали инициативы Гетманцева.
- Мы выступали за необходимость расширения сферы обязательного использования регистраторов расчетных операций, увеличения ответственности субъектов хозяйствования за невыдачу фискальных чеков и создания мотивации для покупателей в содействии контроля за соблюдением требований законодательства путем введения механизма "кэшбек", - говорят в Ассоциации. - Также бизнес-сообщество активно поддерживало предоставление субъектам хозяйствования возможности использовать параллельно с традиционными кассовыми аппаратами современные технологии, например, мобильные телефоны или планшеты для проведения расчетных операций.
Мнения экономистов
Даниил Монин, экономист:
- Фискальная политика должна стимулировать бизнес, а не загонять его в тень. Правильные посылы президента в его программе почему-то полностью искажаются, и появляются законопроекты, в основе которых - контроль за всем, от гражданина до бизнесмена, увеличение налоговой нагрузки и жесткие штрафы. Ну и вишенка на торте, 23 июня президент своим указом отменил штрафные санкции за нарушение норм оборота наличности. И вот они опять снова всплывают в законопроекте 1053.
Владимир Дубровский, старший экономист Центра социально-экономических исследований CASE-Ukraine:
- Украинская казна больше всего недополучает средств из-за коррупционных схем на таможне, выдачи зарплат в "конвертах" и вывода прибылей в офшоры. От "серого импорта" государство теряет от 63 до 93 млрд в год, от офшоров - 22-36 млрд грн, зарплаты в "конвертах" приводят к потерям бюджета на 25-74 млрд грн и т.д. Занижение оборотов дает потерь всего на 2 млрд грн в год.
Как видите, злоупотребление ФЛП не является не только второй по значимости, но и вообще сколько-нибудь важной проблемой на фоне таких монстров, как крупномасштабная контрабанда, зарплаты в конвертах и офшоры. Однако, те, кто сидят именно на этих схемах, успешно убеждают уже новую власть в том, что, теневая экономика - это именно частные предприниматели. Цель этого - отвлечь внимание от собственных афер и уничтожение конкурентов. Отсюда растут ноги у предложений по контролю конечных продаж.