Революционерка-подпольщица
26 августа 1938 года экс-директор "Мосфильма", в прошлом – лидер Одесского, Черниговского и Киевского большевистского подполья София Ивановна Соколовская, известная под партийным псевдонимом Елена Кирилловна Светлова, предстала перед военной коллегией Верховного Суда СССР. За "шпионаж и участие в контрреволюционной деятельности" ее приговорили к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день.
Соколовскую расстреляли вместе с другими, в том числе и бывшими, женами, любовницами командармов, секретарей обкомов, заместителей наркомов и даже начальника ВМФ СССР. Это день вошел в историю как "день расстрелянных жен". Высокие должности мужей и любовников женщин не спасли - тех расстреляли еще раньше.
Супруга Софии, экс-наркома земледелия СССР Якова Яковлева (Эпштейна) расстреляли в июле 1938-го. А сразу после ареста в 1937-м Соколовская писала личное письмо Сталину. Подпольщица рассказала "всю правду" о деятельности своего возлюбленного против партии. Мол, извините, вины с себя не снимаю, "не нашла в себе мужества вырваться из этой контрреволюционной грязи, прийти в партию и разоблачить эту банду врагов партии и народа". Очевидно, надеялась, что ей повезет остаться в живых. Но Сталина, не без ведома которого еще в 1918-м она была отправлена на нелегальную работу в Одессу, интересовала лишь ее шпионская деятельность за последний год.
Трижды ей повезло избежать смерти (еще в годы гражданской войны), а в этот раз не удалось.
|
…София родилась в Одессе в 1894 году, в семье народовольцев и интеллигентов (отец – адвокат, мать работала на бактериологической станции). Через девять лет семья переехала в Чернигов, и уже там гимназистка и красавица Соня стала активным участником революционного молодежного кружка. Потом был Петербургский мединститут, юридический факультет Бестужевских высших женских курсов и вступление в большевистскую фракцию РСДРП.
Девушке было всего 19, но ее считали опытным борцом и зрелым пропагандистом. В 23 года она становится первым председателем Черниговского губернского исполкома рабоче-крестьянских депутатов.
Рапорт, направленный 5 июля 1918 года министру внутренних дел гетманского правительства, гласил: "Наибольшим влиянием и авторитетом в партийной среде г. Чернигова пользуется Софья Ивановна Соколовская, которая является руководителем группы большевиков... Даже после того, как под натиском украинских и немецких войск большевики были вынуждены очистить Чернигов, Соколовская продолжает служить центром, вокруг которого группируется наиболее активный и непримиримый большевистский элемент, и даже, не стыдясь, афиширует свое положение...".
Немцы оценили голову Соколовской в 5000 золотых рублей, поставили на ноги всех агентов. Она же тем временем едет на первый съезд Компартии Украины. ЦК КП(б)У направляет ее в Киев секретарем губревкома, а затем обкома. В конце августа к ней на киевскую квартиру с обыском пожаловали жандармы, которых революционерка лихо обвела вокруг пальца.
Очаровательная девушка, блестяще говорившая на немецком, "сожалела", что Софии нет дома, но, если нужно обыскать квартиру – пожалуйста. Спрятав печать губревкома в банку с мукой, с улыбкой открывала все шкафы и ящики, помогая провести обыск. Когда немцы ушли, взяла свои вещи и покинула квартиру. И лишь на следующий день жандармы узнали, что милая барышня, которая вела себя так услужливо, и есть тот самый "опасный большевик", за которым охотились два месяца.
Приструнила Мишку Япончика
В ноябре 1918 года София приехала в Одессу и сразу включилась в активную деятельность: стала секретарем областного комитета, работала при "Коллегии иностранной пропаганды" (созданной в январе 1919 при Одесском подпольном обкоме партии), которая занималась изготовлением и распространением агитационных листовок среди иностранных военных.
Была сотрудником подпольной газеты "Коммунист", издававшейся на русском и французском языках. Время было неспокойное, ее дважды арестовывали в Одессе, дважды она бежала. И это было не просто везение, а незаурядный талант революционера-профессионала.
Опытной большевичке, взявшей псевдоним Елена Светлова (позже она называла себя Еленой Соколовской) удалось даже некоторое время поруководить городом. С апреля по август 1919-го она была секретарем губернского комитета КПУ, а по факту – мэром Одессы. Французские матросы и солдаты, которых Соколовская агитировала за советскую власть, прозвали ее"русской Жанной Д’Арк".
Именно бесстрашная "железная Сонька" сумела отвоевать пришвартованные в Одессе торговые суда, которые французское командование собиралось прихватить с собой, и приструнить известного местного бандита Мишку Япончика. Говорят, что и с Лениным она была на "короткой ноге", позволив себе написать ему ироничные строки о том, что "одесский пролетариат — это насквозь прогнившее г... но".
Вместе с тем, достаточно жесткий характер соединялся с необычайной женственностью и внешней беззаботностью. "Маленькая, грациозная, хрупкая, – писал о ней муж Яков Яковлев, – всегда со смеющимися, лукавыми зеленовато-карими глазами, внешне так непохожая на стойкого революционера. Но какое мужественное, какое героически-самоотверженное сердце скрывалось под этой внешностью. Всегда на посту, всегда она спокойна, в любой момент готова взять на себя труднейшую, опаснейшую работу".
Соколовская обладала актерским талантом, могла ради "великого дела" вжиться в любой образ, который продумывался до мелочей – вплоть до перчаток и экипажа. Например, в Очакове перед комендантом военного гарнизона она гениально исполнила роль вдовы помещика, просившей дать ей оружие, чтобы защитить себя от дерзких селян.
|
Преждевременный некролог
Летом 1919 года, когда в город вновь вошли белогвардейцы, Елена Соколовская была арестована прямо на улице. В экстренном выпуске "Одесский листок" оповестил население: "С большевиками в Одессе покончено. При столь энергично и быстро проведенных арестах не могли уцелеть даже такие видные и опытные вожди местного большевизма, как знаменитые комиссары Елена Соколовская, Калениченко, Котовский". Все были убеждены, что Соколовская погибла. Об этом известили ЦК партии.
Газета "Родина" сообщила о ее расстреле. На заседании Всеукраинского центрального исполнительного комитета Советов Григорий Петровский произнес речь, правительство советской Украины на своем заседании почтило ее память. Оказалось – преждевременно. Соколовскую отбили у немцев рабочие.
В декабре 1919 года, следуя полученной директиве, София-Елена выехала в Италию, а потом и Францию, где ей поручили наладить связь французских сторонников Коминтерна из провинции с Парижем, а также подготовку пропагандистских материалов о советской России.
О периоде, когда она вернулась из заграницы и начала работать в Москве, крайне мало сведений. Известно лишь, что в 1935-м Соколовскую назначили директором студии "Мосфильм". При ее непосредственном участии создаются такие фильмы, как "Волга-Волга", "Дети капитана Гранта", "Последняя ночь", "Ленин в Октябре", "Партбилет".
Впрочем, ни прежние заслуги перед партией, ни кинодеятельность не послужили препятствием для ареста Соколовской. "Французская шпионка" — таков был приговор Сталина, прозвучавший в беседе с Георгием Димитровым 7 ноября 1937 года.
София Соколовская была посмертно реабилитирована в 1956 году.