Мы даже представить не в состоянии, как может аукнуться событие, случившееся много лет назад. В 2006-м киевлянка Наталья Скичко (фамилия по просьбе женщины изменена) стала жертвой грабителя. А сегодня на ней висит долг, который оставили в банке мошенники.
- Я в этот день оформляла документы на ребенка, - рассказывает Наташа. - Подошла к остановке троллейбуса, и тут какой-то парень вырвал из рук сумочку. А там и деньги, и метрика, и паспорт… В милиции Шевченковского района заявление приняли, выдали на руку справку, по которой я оформила новый паспорт. А через год, это уже был 2007-й, мне позвонил следователь из Деснянского райуправления и рассказал об уголовном деле. Я и не сразу поняла каком.
То ли сброшенный грабителем, то ли проданный паспорт Наташи оказался в руках мошенников. Переклеив фотографию настолько ловко, что эксперты не сразу смогли распознать подвох, они накупили по банковским кредитам кучу бытовой техники. Небывалая удача - преступников поймали и вскоре осудили на пять лет.
- Следователь сказал, что по делу я прохожу свидетелем. На допросы меня не вызывал, в суд тоже повесток не было. О приговоре я узнала от того же следователя по телефону. Группу аферистов осудили на пять лет лишения свободы и обязали возмещать ущерб, - рассказывает киевлянка.
Чем меньше хлопот, тем меньше проблем, говорите? А оказалось иначе.
- И вот года три года назад мне позвонил человек, представившийся сотрудником банка, и заявил, что на мне висит непогашенный кредит, - говорит Наталья. - Я вспомнила ту давнюю историю, попыталась объясниться, но в ответ услышала угрозы в адрес детей и резко оборвала разговор.
Спустя время Наталья устроилась на работу в крупный супермаркет и пошла в другой банк оформлять зарплатную карточку. И опять узнала о непогашенном кредите за 2006 год. С 2,5 тысячи гривен долг дорос до 13 тысяч.
- Мне удалось разыскать следователя, который вел дело. Он поменял место работы. Но вспомним меня и даже посочувствовал, сказал, что все банки получили статус пострадавших, ущерб должны возмещать осужденные.
- Карточку в банке мне оформили, но с первой же зарплаты сделали отчисления. За два месяца забрали 7 тысяч гривен.
С работы пришлось уволиться. А все попытки найти легальную новую работу упирались в кредиты.
- Из-за моей злосчастной кредитной истории даже дочке однажды отказали в трудоустройстве, - жалуется Наталья.
Все бы решилось, окажись на руках у женщины хоть какое-то документальное подтверждение, но поднять из архива судебный приговор она не может - не знает номера уголовного дела. А в полиции, услышав, когда завертелся сыр-бор, только отмахиваются: делать нам нечего - пыль с бумаг поднимать.
- Я считаю, что Наталья должна была проходить пострадавшей по уголовному делу о мошенничестве, - говорит адвокат Алексей Сиротин. - И это дело нужно было объединять с делом о грабеже в 2006 году. Следователь просто сбросил с себя часть работы.
Банковский эксперт Алексей Кущ указывает на то, что между правоохранителями и банками всегда были сбои в общении.
- Либо решение суда не довели до финучреждений, либо его не оформили как повод для списания кредитов, - предполагает Алексей Кущ. - Пострадавшая женщина может обратиться в суд, но в любом случае ей нужно подтверждение правоты.
Сейчас Наталья ищет юриста, который поможет ей оформить запрос в полицию. А мораль сей истории такова, что всегда нужно требовать и хранить документальные свидетельства обо всем, где фигурируют ваши имя и фамилия.
КСТАТИ
Если остались без паспорта
1. Не важно, потеряли вы свой основной документ или стали жертвой преступника, нужно немедленно писать заявление в полицию. При потере заплатите штраф, при краже сохраните копию заявления и входящий номер.
2. Добейтесь подтверждения регистрации вашего заявления в Едином реестре досудебных расследований.
3. Оформив новый паспорт в отделении миграционный службы, запросите справку, что ваш утерянный документ потерял силу с такого-то числа такого-то месяца и года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как "быстрые деньги" разоряют семьи
Эпидемическое размножение точек по выдаче быстрых кредитов не вызывает протеста ни у законников, ни у активистов, ратующих за чистоту общества. А ведь это такая же беда для тысяч семей, как игральные автоматы. В истории, которую рассказала нам киевлянка Ольга Ивановна, тесно сплелись три больные темы: синдром АТО, наркомания, кредитная кабала.