В день открытия Олимпиады Пекин стал. И не только из-за многокилометровых пробок в связи многочисленными перекрытиями дорог. Вся столица Игр превратилась в огромную нескончаемую очередь. Одна из таких ровно в 10 утра подхватила нас водоворотом и занесла в огромный универмаг, выбросивший на прилавки тысячи различных сувениров с олимпийской символикой. Китайцы бросились скупать какие-то плакаты, значки, памятные медали, палочки для еды, чашки, веера - и все с олимпийской символикой. Да, такого ажиотажа в магазинах не приходилось видеть еще с советских времен.
То, что китайцев на свете много, мы догадывались. И понимали, что Пекин отнюдь не безлюдный город. Тем более во время Олимпиады. Но то, что произошло в день открытия в самом центре китайской столицы, поймут, пожалуй, лишь те, кто ездит в метро в час пик. Подгибаешь ноги, и тебя заносит в вагон... Так вот, представьте себе приблизительно такую же толчею народу в радиусе нескольких километров вокруг подходов к центральной и печально известной площади Тяньаньмэнь. Но основная давка произошла уже непосредственно перед входом в мавзолей Мао, пространство перед которым стали расчищать для приезда очередной делегации. Тысячи китайских пап и мам, подхватив на руки плачущих детей, рванули подальше от полицейских ограждений. Слава Богу, нас толпа вынесла в правильном направлении. И как только появилась возможность, мы рванули подальше от этого человеческого роя.
Как нам потом рассказали, в Пекин к открытию олимпиады съехались сотни тысяч (а может, и миллионы - кто их считал) простых китайцев из других городов Поднебесной. «Понаехали» - эта фраза, имеющая у нас все же анекдотичный оттенок, в этот день в Пекине прозвучала зловеще...