В рамках Одесского кинофестиваля презентовали фильм "Мої думки тихі" режиссера Антонио Лукича. Главную роль - мамы-таксистки Галины исполнила актриса Ирма Витовская. По сюжету ленты, она отправилась в путешествие по западной Украине со своим сыном, которому нужно записать звуки животных. В процессе этой поездки скрываются наболевшие для героини раны, и она приходит к выводу, что никому не нужна, даже собственному сыну. О новой роли, примитивном юморе в кино и личной жизни мы поговорили с актрисой в перерывах между показами на ОМКФ, медиапартнером которого является канал "Украина".
- Ирма, поздравляю вас с украинской премьерой фильма "Мої думки тихі". Как вам реакция зала? Одна часть смеялась, а вторая плакала.
- Я рассчитывала на подобную реакцию. В картина заложена история – и на смех, и на слезы. Смеялась, как мне кажется, в большинстве молодежь. А женщины постарше плакали.
- Вы проходили кастинг в этот проект?
- Нет, роль была написана под меня. Мне принесли сценарий, я его прочитала и сразу согласилась. Я увидела целостный материал, а в нем интересный персонаж, который можно сделать. Мне интересно играть героинь, которые отличаются от меня.
- Говорят, что эта лучшая роль Ирмы Витовской. Но то же самое я слышала и о фильме "Брама", где вы играли 86-летнюю бабу Присю. Так какая она – ваша лучшая роль?
- "Брама" сейчас уже отгула. Сыграть персонажа, старшего тебя в два раза – это сложно. Понимаете, когда молодая женщина играет бабушку, это уже дает ей преимущество и какие-то недочеты можно простить. "Мої думки тихі" - это совершенно другая история.Здесь тонкая робота, другой жанр. Мне нужно было сыграть очень чувственную деликатную женщину. А что касается лучшей роли, то она у меня впереди. А это лучшая роль на данном этапе.
- А любимая какая?
- В кино – как раз эти две последние. На ТВ одна из любимых – роль в "Лесе и Роме". Этому персонажу я много отдала в свое время. Мне нравятся мои роли в сериалах "Акула" (2009, реж. Анатолий Матешко – Авт.) и "Лист ожидания" (2012, реж. Андрей Черных – Авт.). И сейчас у меня выйдет сериал "Подорожники". Мне кается, он будет приятным для семейного просмотра.
- Для вас важнее фестивальные награды или бокс-офис?
- Фестивальные награды для меня интереснее. Но бокс-офис тоже нужен. Чтобы и в этой связи качество росло. Фестивальное кино – это творческие амбиции, в нем ты растешь, как актер. Тогда как в массовом кино ты используешь приобретенные навыки. Поэтому нельзя сравнивать.
|
"НЕ НАЗЫВАЙТЕ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ ДОСТИЖЕНИЕМ СТРАНЫ"
- Сегодняшние комедии порой стыдно смотреть из-за юмора ниже пояса. Почему так мало интеллектуальных шуток в этом жанре?
- Все зависит от уровня культуры тех, кто продуцирует продукт. Когда постоянно рассказывать, что дерево красное, вы в это поверите, хотя на самом деле оно зеленое. Нужно четко разделить на уровне элит понятия досуга и культуры. Это дезориентирует обывателя, когда досуг мы презентуем как культурное достижение. Развлекательный продукт должен работать вечером, когда все дома сидят и смотрят телевизор или идут в кино. Нужно определиться, какой маркер для обывателя мы даем. Ухо тренируется, глаз тренируется. У меня тоже не было родителей, которые водили за руку по театрам. Я в оперный впервые пришла в 20 лет, чтобы научиться слушать и понять, что это не визуальное искусство. Это искусство голоса. А не смеяться, что оперный певец имеет лишний вес.
- Низкосортные комедии поддерживаются в том числе и на уровне государства. Это правильно?
- Индустрия развлекательная пусть будет. Но не нужно представлять такие фильмы, как культурный тренд. Не говорите, что это продукт искусства. Будьте честными. Скажите, что мы вам сделали развлекательный продукт и не называйте это достижением страны. Достижения – на международных фестивалях, куда вас приглашают. Фильмы интеллектуальные рассчитаны на длительный прокат, а не на 2-3 недели.
- То есть маркером культуры должно быть государство?
- Конечно. Если элиты будут образованными, то и обыватель в итоге таким станет. В нашей реальности стимулировать развитие художественного продукта может только государственная поддержка. Авторское кино и артхаусное не окупается, но это культурный прокат и амбиции государства.
Вы поймите, нужно работать и на авторское кино, и на массовое. Дебюты в кино нужны, их необходимо финансировать. Режиссеры же должны на чем-то учиться, чтобы впоследствии делать бокс-офисы. Государство может быть одним из доноров развлекательного кино, чтобы отбить деньги и наполнить бюджет. Должна быть свободная конкуренция. Например, фильм "Дзиздзьо. Контрабас". Они не взяли государственные деньги, а вложили свои. Они заработали, снова вложились и сняли еще лучше фильм. Это и есть рост. Третья картина будет еще лучше. Мне остается только аплодировать. Что касается "Свингеров", они вложили копейки, получили плохой продукт. Потом вложили еще меньшие копейки и получили еще хуже продукт. Это преступление. Либо вы идете на риск, либо не нужно говорить, что это круто. Потому что вы убиваете в зрителях желание идти в кино. "Скажене весілля" взяли деньги у государства, сняли классный продукт, окупились, вернули деньги, снимают новый. Точно так же "Ти, я, він, вона".
|
"ЛЕСЯ - ЭТО ТРОЛЛИНГ НА ЖЕНЩИН"
- Рассмешить зрителя сложнее, чем заставить сочувствовать?
- Да, рассмешить сложнее. Давайте будем честными, я не знаю, насколько "Мої думки тихі" сможет рассмешить нашего несчастного потерянного зрителя, растленного плохим юмором и дешевым масскультом. Наш новый фильм - это юмор для читающих людей. И в этом плане, больше оптимизма мне внушает молодежь, ежели мое поколение и люди постарше. Социально незащищенным слоям населения будет сложно смотреть, они привыкли к тому юмору, о котором мы с вами говорили ранее.
- Некоторые артисты признаются, что сливаются со своими персонажами в реальной жизни. У вас с Лесей такое было?
- Нет, у меня такого не было. Мы с Лесей даже не знакомы (смеется). Я ее создавала, подсматривая за женскими недостатками. Это был мой хороший троллинг на женщин. Я люблю эту роль и считаю, что играть глупость - сложнее всего. У Леси мое лицо, мои руки и ноги, но внутри – совсем другая история. Ни один персонаж за мной не ходил и не будет. Я их отпускаю, они для меня скорее, как знакомые.
- Помимо успешных ролей в кино и на ТВ, вы 20 лет играете на сцене Молодого театра. Такой преданности сцене можно только позавидовать.
- Нельзя говорить, что вы любите больше – кино, театр или телевидение. Есть три вида лыж – беговые, водные и горные. Езда на всех разная, но все называются лыжами. Театр – это отдельная история, способ создания нового персонажа. Не нужно отказываться от чего-то одного, нужно уметь пересаживаться на разные лыжи.
- Есть такой стереотип, что театральные актеры скептически относятся к съемкам в сериалах. Как коллеги по сцене отнеслись к вашим тв-проектам?
- В Киеве такого нет. У нас все театральные актеры снимаются в телеке. Лучше бы меньше снимались, конечно. Я соглашаюсь на проекты выборочно, потому что у нас не снимают сериалы такого уровня, как "Чернобыль" или "Убивая Еву". Нельзя заходить на постоянную сериальную историю, потому что с кино будет проблема. Я уже в том возрасте, что могу выбирать в каких проектах и с каким режиссером работать.
|
КСТАТИ
"Меня никто не домогался"
- В рамках ОМКФ презентовали фильм "Вайнштейн" о сексуальных домогательствах. Как-то вся эта история прошла мимо нас. Украинских актрис никто не домогался или они бояться рассказывать?
- У меня не было таких случаев, честно. Может это связано с тем, что у нас нет такой индустрии, как в Голливуде. Или я не в том возрасте, чтобы ко мне домогались (улыбается). Сексизм, да, у нас есть. Но это, опять-таки, связано с культурой общества.
О ЛИЧНОМ
- Вашему сыну Оресту 8 лет. Вы такая ж мама квочка, как ваш персонаж Галина из фильма "Мої дні тихі"?
- Не знаю. Наверное, когда ему будет 18, то что-та проснется такое (смеется).
- Чем увлекается мальчик?
- Он скаут, плавает, учит английский, играет в шахматы. Сейчас ищем для него какую-нибудь борьбу. Возможно, это будет боевой гопак или восточные единоборства. Он ходит на спектакли со мной, на те, которые можно. Может и рано говорить, но актером он стать хочет. Пусть лучше будет хорошим продюсером?
- В 2016 году вы вышли замуж за бизнесмена Виталия Ванца. Чем он занимается?
- Не скажу (улыбается). Занимается хорошим и прекрасным. Я вообще не люблю говорить о личной жизни, зачем?
- Ревнует?
- Он к моей актерской карьере относится прекрасно. Он меня уже нашел такую. Он понимает, помогает, поддерживает. Вообще Виталий любит искусство.
О ПОСЛЕДСТВИЯХ КВОТ
- Благодаря квотам стало больше украиноязычного продукта. Но многие актеры, для которых родным является русский язык, в кадре выглядят неестественно…
- Да, искусственно. Актер в кадре даже молчать должен на украинском. Если актер хочет работать в этой стране, он должен очень углубиться в украиноязычный режим. Я хорошо знаю и русский, и украинский. Хочется также дойти к идеалу с английским и польским. Если это не органический для него язык, он переводит фразы у себя в голове. Очень видно, что фраза рождается у вас в голове на другом языке. Камера все это подмечает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ