ГБР против Порошенко: 8 дел и много шума

Юристы считают, что о серьезности расследований можно будет говорить только после предъявления подозрений бывшему президенту.

Фото: Павел Дацковский

Утром 17 июля в Государственном бюро расследований ждут Петра Порошенко. И, похоже, не дождутся. Партия "Европейская солидарность" уже заявила, что в этот день Порошенко намерен посетить Страсбург, где в Европарламенте будут избирать руководство ЕС. И вообще никаких повесток на допросы в правоохранительные органы их лидер не получал. 

Итак, бывший президент вошел в противостояние со следственным органом, который был создан при нем и руководство которого под него подгоняли. Согласно официальной информации, в настоящее время ГБР расследует 8 уголовных дел, в которых фигурирует имя Петра Порошенко. Остается только гадать, дойдет ли хоть одно как минимум до официального подозрения, как максимум - до приговора.

Начали с "Кузницы"

Возможно, в ГБР ошиблись адресом Петра Алексеевича, но повестка точно была - об этом свидетельствуют, во-первых, фотография документа в интернете, во-вторых, официальное подтверждение "КП" в Украине" в пресс-службе Госбюро. В 9.30 14 июля Порошенко должен явиться в кабинет начальника третьего следственного отдела Первого управления организации досудебных расследований Олега Корецкого. 

- Допрос запланирован, у нас ничего не изменилось. По состоянию на первую половину дня 16 апреля мы не получили уведомления о неявке вызываемого по уважительной причине, - сказали в пресс-службе Госбюро расследований.

На допрос Петра Порошенко вызывали в рамках уголовного производства, открытого по "Кузнице на Рыбальском" (бывшая "Ленинская кузница". - Ред.). В ноябре прошлого года был подписан пакет документов по продаже завода компании "Эвинз лимитед" из группы ТАС. Как утверждает бывший заместитель Администрации президента Андрей Портнов, ставший заявителем в уголовном деле, сделка на 300 миллионов долларов была осуществлена с целью отмывания доходов и уклонения от уплаты налогов. Те же подозрения содержатся и в тексте повестки.  

Интересно, что легендарная "Кузница" не впервые всплывает в детективных историях. Осенью 2017 года стало известно, что Национальное антикоррупционное бюро расследует дело о закупке Госпогранслужбой у завода бронемашин "Тритон" по цене, втрое превышавшую реальную. Какова судьба этого производства, остается тайной. 

Повестка на допрос.

Атаковали из-за бронежилетов

В канун даты допроса - 15 июля - ГБР было атаковано воинственно настроенными людьми, которые требовали прекратить сотрудничество с Портновым и закрыть дело… Нет, не "Кузницы", а по закупке бракованных бронежилетов и палаток для армии. В конце июня в рамках этого производства Госбюро расследований провело 40 обысков у должностных лиц Минобороны. Глава ГБР Роман Труба оценил понесенный государством ущерб в 100 миллионов гривен. 

Выходку активистов Роман Труба назвал "акцией политической силы" и "политическим давлением". Захватчики и не скрывали, что представляют партию бывшего президента, поскольку явились под ее флагами. 

Не исключено, что ГБР теперь придется укреплять проходную супермощными "вертушками", как это давно сделали в ГПУ и МВД. Потому что поводов для акций протеста у сторонников Порошенко будет достаточно.

Кроме "Кузницы" и бронежилетов, из известных дел открыты производства: по незаконному завладению каналом "Прямой", по давлению на судей в деле приватизации Приватбанка, по превышению служебных полномочий и - вишенка на торте - по государственной измене. Заявитель - тот же неугомонный Андрей Портнов утверждает, что Порошенко намеренно спровоцировал инцидент в Керченском проливе, чтобы объявить военное положение, сорвать весенние выборы и узурпировать власть.

Юристы отмечают, что все заявления Портнова регистрировали в Едином реестре досудебных расследований прямо, а не через суд, как это бывает в случае отказа заявителю. В 2018-м про Романа Трубу говорили, что его назначали, извините, избирали по конкурсу, чисто "под Порошенко". А тут такая принципиальность и активность!

Чем больше дел, тем меньше шансов

Для тех, кто сейчас ликует, в бочке меда отыщется и ложка дегтя. Ни одно из уголовных производств не открыто "против Порошенко", как пишут некоторые СМИ. Все дела фактовые, потенциальную вину за хищения или измену ни на кого не возлагают.

- Я не верю в активность ни ГБР, ни НАБУ, пока не будет предъявлено уведомление о подозрении, - говорит бывший главный следователь СБУ генерал-майор юстиции Василий Вовк. - Если Порошенко вызвали на допрос, это ничего не означает, он обычный свидетель в деле, которых десятки. Представители власти вообще должны ходить на допросы как на работу. Это как в школе, когда учитель поднимает ученика, чтобы спросить, усвоил ли он урок. Если у Портнова были такие веские основания, кладите их в основу подозрения для Порошенко и доказывайте его вину в ходе следствия. А пока все это юридический пиар, правовой обман людей.

Ссылаясь на свою практику, эксперт замечает следующее:

- Чем больше статей и томов в уголовном производстве, чем больше уголовных дел в отношении лица или группы лиц открыто, тем меньше шансов, что хоть одно из них дойдет до обвинительного приговора.

Защитники Порошенко оккупировали помещение Государственного бюро расследований. Фото: Соцсети

А должно быть все наоборот

Бывший заместитель генерального прокурора Алексей Баганец тоже смотрит на ситуацию скептически.

- По новому Уголовно-про­це­ссуаль­ному кодексу любое заявление должны вносить в ЕРДР. А дальше возникает вопрос: можно ли добыть доказательства? Чем больше времени отделяет нас от факта, тем меньше вероятности. Такие люди, как глава государства, ничего не делают своими руками, они используют соратников, подставных лиц. Это только в книжках и кино следователь лихо распутывает в уме организованную группировку и прижимает всех к стенке. В жизни без оперативно-розыскных мероприятий, которые должны закрепляться юридически, ничего нельзя доказать. А такие мероприятия по "делам Порошенко" не проводились. Даже если какое-то дело дойдет до суда, оно будет разваливаться.

Юрист отмечает, что сейчас происходит то, что должно происходить наоборот:

- Сначала собирается информация, проводятся негласные розыскные действия, все держится в тайне. И только когда человеку вручают подозрение, уголовное производство предается огласке. У нас сначала поднимают шум, гам, заводят фактовое дело, а улики в это время уничтожаются, - констатирует Алексей Баганец. 

Адвокат также напоминает, что последние изменения в УПК отпускают 18 месяцев на расследование фактовых дел по особо важным преступлениям. Не уложились с подозрением в срок - производство должны приостановить либо закрыть совсем. На нет, как говорится, и суда нет.

Из первых уст

Мы спросили у политологов, доведут ли дела до суда.

Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:

- До уведомления о подозрении, может быть, доведут, а до суда - нет. Нашим западным партнерам это вряд ли понравится. Эти дела - скорее сигналы для Порошенко, чтобы он снизил активность и оборонялся вместо того, чтобы нападать. Разумная тактика на ограничение политического противника.

Алексей Якубин, независимый политэксперт:

- Если не доведут, у нынешней власти будет возможность постоянно ставить вопрос: почему? Кивать по нашей привычке на "попередників". Но, с другой стороны, все может быть. В Украине уже состоялся суд над одним президентом. Какие бы ни были вопросы к процессу, но это прецедент. И бумеранг может вернуться к Порошенко. Новой власти нужно будет дать народу или хлеба, или зрелищ. С хлебом, я думаю, получится туго, поэтому она постарается обеспечить зрелища. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В ГБР заявили о захвате помещения ведомства политсилой Порошенко

В "Европейской Солидарности" опровергают: всего лишь пришли люстрировать Романа Трубу.