Картина о Штирлице с первого показа стала народным «хитом». А герой Исаев - Штирлиц навсегда превратился в национального героя и персонажа многочисленных анекдотов. Удивительно, но эту «тяжелую артиллерию» нашего кино, серьезный и мужской (в ролях в подавляющем большинстве мужчины-актеры) фильм сняла дама - Татьяна Лиознова. Сегодня Татьяна Михайловна болеет, но нашла силы ответить на вопросы корреспондента «КП» о том, как появлялось на свет ее главное детище - «17 мгновений весны».
Тихонов читал текст по бумажке
- Роль Штирлица прославила бы любого актера, - убеждена сегодня Лиознова. - Все - сюжет, актеры - работали на одного героя, Штирлица. Во время съемок я Тихонову говорила: «Ой, Славка, проснешься ты знаменитым!» Это было предопределено. Я придавала значение каждому взгляду актера - у Славы выразительные глаза.
Но один раз он меня ошарашил. Я всегда приходила с оператором в съемочный павильон первой. Мы заранее выстраивали мизансцены. Укладывались рельсы для камеры, и я проигрывала сцену сама (текст назубок знала).
И вот я проиграла сцену Тихонова с Пастором (Пляттом). Актеры зашли в павильон, сели, я - за камеру и говорю Славе: «Давайте почитаем текст». Но тут оказывается, что текст он не знает!
Мы переставили камеру так, чтоб в кадре был Плятт. Тихонов по листочку читал роль. За четыре дубля мы его сняли. Но он все подсматривал в листочек, а я делала вид, что не замечаю. Но в целом всю картину Тихонов отработал добросовестно.
- Вячеслав - сложный человек. Нервы он нам потрепал, - вспоминает второй режиссер картины Алла Заболотская. - У него была высшая актерская ставка, 50 рублей, плюс репетиционные, выходило 75 рублей в день. Мы ему все выплачивали тютелька в тютельку, но ему казалось, что не доплачиваем. Он сидел с ручкой, пересчитывал...
Общий язык с Тихоновым нашла только Лиознова, которая подолгу работала с артистом, вела с ним беседы, уделяла ему максимальное внимание, следила, чтобы у него было хорошее настроение. Она его пестовала и настраивала: мол, ты будешь знаменитым, эта роль - твоя судьба. Психологическая установка сработала. После премьеры Тихонов стал всесоюзно знаменитым, но скромничал, мол, я не великий артист, у меня типаж.
|
- Это фильм не о Штирлице, а о победе нашего народа над фашизмом, - подчеркивает Вячеслав Васильевич, - но я рад, что зрители поверили в моего героя Исаева и многие думали, что действительно существовал такой человек.