Маленькие открытия ученых: мы глядим на шедевры Малевича глазами наших предков - обезьян

Зрительные нейроны мозга гораздо сильнее реагируют на странные образы, синтезированные искусственным интеллектом, а не на реальные изображения.

Фото: ru.wikipedia.org

Бессмысленная мазня - так широкая публика обычно воспринимает картины художников-авангардистов. Тем не менее эта "мазня" стоит миллионы долларов. Например, картина Казимира Малевича "Супрематическая композиция" была продана в прошлом году на аукционе Christie’s за астрономическую сумму 85 миллионов 812 тысяч 500 долларов. Значит, в этом все же что-то есть?! И кажется, ученые нашли, что привлекает ценителей в этих странных образах.

В апреле прошлого года группа ученых Гарвардского университета проводила любопытный эксперимент. Они изучали, как мозг приматов обрабатывает зрительные образы. Оказалось, что различные группы нейронов в зрительных отделах мозга реагируют на строго определенные раздражители: одни отвечают за цвет, другие за форму, четвертые за направление движения и т. д. Но тогда каким образом клетки расшифровывают сигналы реального мира и складывают хаотичный поток информации в гармоничную картину? Чтобы понять это, нейробиологи с помощью специальных устройств отслеживали у обезьян активность нейронов в области мозга, специализирующейся на распознавании лиц. На экране макакам показывали самые разные изображения, которые генерировал искусственный интеллект. 

- Нас интересовало, какие образы вызывают самую сильную реакцию мозга приматов, - говорит профессор Карлос Понте.

Поначалу обезьяны сильнее реагировали на естественные изображения: людей, собак и обезьян. Но искусственный интеллект эволюционировал: в каждой серии синтезированных изображений отбиралось 10 лучших (на которые обезьяны обращали внимание больше всего) и на их основе генерировалось следующее поколение картинок. Этот процесс повторялся до 250 циклов. И вскоре ученые заметили, что синтетические образы последних циклов возбуждали нейроны гораздо интенсивнее, чем любое естественное изображения. 

Но это были очень странные картины. Иногда в них угадывались смутные черты объектов из реального мира: размытая физиономия обезь­яны, очертания красного ошейника (его носила одна из макак) или искаженная белая медицинская маска лаборанта Дианы, которая кормила обезьян и ухаживала за ними.

Однако чаще всего образы, будоражившие мозг приматов, напоминали работы Василия Кандинского и Казимира Малевича - то есть образцы абстрактной живописи, которые трудно рационально описать и классифицировать.

- Как ни странно, именно эти образы мечтают увидеть зрительные нейроны, - объясняет профессор Понте. - Причем творения искусственного алгоритма щекочут клетки мозга не только приматов, но и людей. Все, кто видел эти картины, находят в них что-то жуткое и завораживающее.

Возможно, разгадка феномена художников-авангардистов в том, что их "мазня" не поддается осмыслению логическими структурами мозга, но задевает какие-то первобытные струны в зрительных зонах нашего серого вещества. Вероятно, во времена нашего звериного прошлого жизненно важно было как можно раньше распознать, как из хаоса пейзажа появляется силуэт хищника или добычи. И этот переходный миг, перед тем как нужно нападать или спасаться бегством, до сих пор волнует наши нейроны.

Слева - картина Малевича "Утро после грозы". Вверху - одно из наиболее полюбившихся макакам изображений, созданных искусственным интеллектом. Похожи, правда? Фото: Harvard Medical School

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Удивительные факты из жизни Казимира Малевича

Казимир Малевич - художник-авангардист, прежде всего известный своей картиной "Черный квадрат". Многие коллекционеры уверены, что обладать картинами Малевича - гораздо престижнее, чем иметь двадцать "Мерседесов".