Бабушка убила 9-летнего внука, чтобы отправить его в рай

Киевские психиатры не заметили, что старуха тяжело больна. 23 февраля в одном из жилых домов столичного микрорайона Позняки произошло страшное преступление - 66-летняя женщина совершила ритуальное убийство, жертвой которого стал ее 9-летний внук (см «КП» за 26.02.2008 г.). Сегодня мы расскажем, почему старуха решилась на этот шаг.

23 февраля в одном из жилых домов столичного микрорайона Позняки произошло страшное преступление - 66-летняя женщина совершила ритуальное убийство, жертвой которого стал ее 9-летний внук (см «КП» за 26.02.2008 г.). Сегодня мы расскажем, почему старуха решилась на этот шаг.

«Ты будешь похож на Иисуса Христа!»

Максимка сидел за письменным столом и читал. Мальчик слышал, как скрипнула дверь, бабушка зашла в его комнату, но даже не поднял головы. Несколько минут Людмила Афиногеновна смотрела на его тонкую шейку, завиток темных волос на затылке и выпирающие из-под футболки лопатки. В принятом решении она не сомневалась. Но ноги словно приросли к полу. Для того чтобы сделать шаг вперед, женщине потребовалось собрать в кулак всю свою волю.

- Бабушка, не мешай, - недовольно сказал мальчик, не отрываясь от книги, - тут самый интересный момент!

Его голос прозвучал как сигнал. В тот же момент на голову ребенка обрушился тяжеленный утюг. Но убить (казалось, такого щупленького!) мальчика одним ударом не удалось. Поэтому Людмила Афиногеновна закончила дело с помощью петли из веревки… Затем взяла внука на руки и понесла в гостиную, где заранее приготовила все необходимое: свечи и подаренную членами религиозной организации «Свидетели Иеговы» брошюру. Увы, она так и не смогла выучить наизусть молитвы для вхождения в рай. Придется читать по книжке.

Опустив ребенка на пол, женщина провела руками по его лбу. Поцеловала. Вздохнула. И… методично сломала внуку пальцы рук и ног. 

- Ты не можешь повторить судьбу Иисуса Христа, - приговаривала она. - Но будешь на него похож. Ты заплатишь за грехи нашей семьи. Сейчас, Максимка, я тебя омою. Как Мария Магдалина омывала Бога. 

…После «омовения» в ванной комнате она завернула безжизненное тело внука в простыню и зажгла свечи. Затем положила ребенка к себе на колени и хриплым голосом затянула молитву… 

«Я была в таком шоке, что не помню похороны сына» 

Хотя эта страшная история произошла зимой, только сейчас мама 9-летнего Максимки нашла в себе силы встретиться с журналистом. Мы сидим с ней на лавочке в парке возле Театра им. Ивана Франко и смотрим, как легкий ветерок гонит пыль по узким дорожкам. В карих глазах женщины застыла боль. Ей бы выплакаться, по-бабьи завыть в голос. Но для этого, как ни удивительно, нужны силы. А их уже нет.

- Я была в шоке, поэтому плохо помню похороны, - говорит 36-летняя Елена Пономаренко. - Если бы не вера в Бога, сошла бы с ума.

После гибели сына она уехала на несколько месяцев в Почаевскую лавру. Только терпеливым и мудрым монахам было под силу вернуть женщине желание жить.

- Я все время анализирую случившееся, - вздыхает Елена. - Но так и не поняла, как она могла его убить?! Может быть, я просто не могу поверить в то, что это произошло? 

Дрожащими тонкими пальцами Елена вытягивает из сумочки фотографии матери. Вот Людмила Афиногеновна совсем еще молоденькая, одетая по моде 70-х годов, на Владимирской горке. А вот в зимнем пальто с 5-летней дочкой Леночкой. И, наконец, с любимым внуком в его восьмой день рождения. В руках у бабушки торт со свечами…

- А вы не пробовали задать этот вопрос матери?

- Каким образом? - удивляется женщина. - Последний раз я видела ее еще при жизни Максимки. В суд ее ни разу не привозили, а посещать ее в СИЗО категорически запрещено.  

«Пусть у вас никогда не будет детей!»

Людмила Афиногеновна всегда была со странностями. Ее дочка блестяще училась. Но мать была этим… недовольна.

- Зачем тебе институт? - часто повторяла она. - Закончишь школу, будешь сидеть дома, убирать и готовить еду. А я стану работать. Мы будем счастливы!

Подобная перспектива Елену совершенно не устраивала. Ей хотелось сделать карьеру. Она мечтала любить и быть любимой. А в маминой схеме места для всего этого не было. 

Может быть, мать хотела сделать свою дочь несчастной потому, что у нее самой жизнь не сложилась? Образование Людмила Афиногеновна не получила, да и с мужем развелась. Видимо, признаться в этом женщина не могла даже себе.

- Мама часто зацикливалась на какой-то идее, - вздыхает Елена. - Однажды она нашла в газете заметку о том, как отец убил своего сына, чтобы после развода с женой не платить алименты на ребенка. Представляете, она так серьезно восприняла эту публикацию, что два месяца спала с топором под подушкой. А вдруг и наш папа захочет такое совершить? Слава Богу, у него таких мыслей не было.

Когда их отношения с матерью испортились, он собрал вещи и уехал к родителям на Кубань.

В 19 лет Елена влюбилась и выскочила замуж. Может быть, она и не стала бы так торопиться, но жить вдвоем с матерью больше не могла. Вот только один пример.

Во время свадьбы дочери женщина встала и произнесла замогильным голосом тост: «Пусть у вас никогда не будет детей! Они такие неблагодарные…»

- Понимаете, она считала меня своей собственностью, - объясняет моя собеседница.

- Контролировала каждый мой шаг, указывала, куда идти, что надевать, с кем встречаться. Я пыталась ей объяснить, что уже взрослый и самостоятельный человек. Но все это заканчивалось слезами и истериками. 


Ночью врывалась в спальню молодых и закатывала истерики

Делить кров новоиспеченным супругам пришлось с Людмилой Афиногеновной, которая изо всех сил пыталась разрушить брак дочери. Днем по кухне летали ножи и кастрюли, градом сыпались оскорбления. А ночью теща врывалась в спальню молодых и, рыдая навзрыд, проклинала себя, дочь и весь мир. Жизнь превратилась в ад. 

- Однажды дело дошло до драки, - вспоминает Елена. - Муж не выдержал и дал матери пощечину. Приехала милиция, составила протокол. Мы поняли, что больше так продолжаться не может, и ушли жить к родителям мужа.

Назад они вернулись только через два года. И то лишь потому, что Лена ждала второго ребенка, а в двухкомнатной квартире свекрови не было места для новорожденного. Там еще проживала семья брата Лениного супруга с двумя детьми. Уже на второй день снова начались истерики. В конце концов брак Елены распался.

- Все эти годы я думала, что в чем-то виновата перед мамой, - вздыхает моя собеседница. - Жалела ее, а она этим беззастенчиво пользовалась. 

Но даже такому невероятному терпению приходит конец. Елена могла без меры любить и прощать. И так же без меры умеет ненавидеть.

- Для того чтобы оградить себя от влияния матери, я стала обращаться к ней, как к чужому человеку - по имени-отчеству, - говорит Елена. - Я больше не говорила ей «ты», только «вы». А потом сама судьба помогла мне уйти из ее дома. В наследство от родственников ей досталась двухкомнатная квартира.

Удивительно, но, несмотря на рождение двух сыновей, развод с мужем и бесконечные ссоры с матерью, Елена получила два высших образования и устроилась на престижную работу. 

«Моя дочь сумасшедшая!»

Переезд дочери стал настоящим ударом для Людмилы Афиногеновны. Теперь у нее не было рычагов давления на Елену. Но она все еще не оставляла надежду подчинить ее своей воле. У пожилой женщины появилась очередная навязчивая идея - «моя дочь сумасшедшая!» А значит, она должна стать ее опекуном. 

Женщина без устали обивала порог опекунского совета. Поливала дочь грязью на работе и в кабинете психиатра из местной поликлиники. Требовала отдать ей на воспитание внуков, поскольку их мать не в состоянии воспитывать детей. Но у нее ничего не вышло.

- Я прошла медкомиссию и положила шефу на стол документ, в котором черным по белому было написано, что я здорова, - вспоминает Елена.

Потерпев фиаско, Людмила Афиногеновна пришла к дочери домой и закатила скандал прямо на пороге. Елена просила мать зайти в квартиру. Но та улеглась на коврике и, обливаясь слезами, всю ночь напролет проклинала свою дочь. 

- Этот «концерт» слышал весь дом, - вспоминает Елена. - Утром соседи посоветовали мне показать мать психиатру. - Но она категорически не соглашалась идти к врачу. Не могла же я затащить ее туда силой?! Тем более у меня не было повода сомневаться в ее психическом здоровье: мама работала в метрополитене и ежегодно проходила медкомиссию. Если бы с ней было что-то не в порядке, ее бы оттуда уволили. Так я тогда думала… 

Возможно, трагедии удалось бы избежать, если бы у Людмилы Афиногеновны были друзья и родственники. Или хотя бы один близкий человек, которому она могла бы излить душу…

- Со своим старшим братом и его семьей она поссорилась из-за наследства, - вздыхает Елена. - Приятели и коллеги отвернулись от нее из-за ее невыносимого характера. Всех она умудрилась обидеть! Когда у мамы был 60-летний юбилей, ей даже некого было пригласить в гости.

«Малыши безгрешны, Господь заберет их на небо» 

В этот период полного и безысходного одиночества на пороге квартиры Людмилы Афиногеновны и появились две молодые симпатичные женщины. С рюкзачками за плечами, одетые в черные юбки ниже колен и белоснежные блузки, они произвели на нее приятное впечатление. 

Свидетельницы Иеговы (именно эту организацию представляли гости) стали приходить к Людмиле Афиногеновне каждую неделю. Они терпеливо выслушивали ее бесконечные жалобы на несчастную жизнь и плохую дочь. А попутно рассказывали о своем учении.  

- Недавно я убирала в квартире матери и нашла десятки журналов «Сторожевая башня», - говорит Елена. - Я не думаю, что она стала членом секты, но уверена, что иеговисты оказали на нее сильное влияние.

Соседи женщины рассказывают, что накануне убийства внука она все время говорила о религии и грядущем конце света. Новые подруги убедили старушку, что в 2014 году Господь сойдет на землю и воскресит умерших, после чего все праведники отправятся в рай и возьмут с собой детей. Ясно же, что малыши безгрешны.

Засыпая ночью в пустой квартире, Людмила Афиногеновна мечтала о жизни на небесах. А потом видела цветные и яркие сны, в которых рядом с ней были внуки и дочь. Все они любили друг друга и никогда не ругались. 

Однажды утром пожилая женщина вытащила из почтового ящика газету и сразу обратила внимание на заметку из Николаева. В этом городе впавшая в старческий маразм бабушка убила своего 7-летнего внука, чтобы не дать ему вырасти и стать грешником. Людмила Афиногеновна прочла публикацию несколько раз и положила ее под подушку…

«Дома книжки, компьютер и телевизор, а в селе скучно!» 

Нет смысла обвинять в случившейся трагедии женщин из религиозной организации «Свидетели Иеговы». Скорее всего, они и представить себе не могли, к каким последствиям может привести их миссионерская деятельность. А главное - никто (даже дочь!) не понимал очевидное: Людмила Афиногеновна уже много лет страдала тяжелым заболеванием психики… И с каждым днем ее навязчивые идеи становились все опаснее для окружающих.

В конце февраля Елена получила от лечащего врача направление в Феофанию (элитная киевская больница). Тяжелая работа и постоянное нервное напряжение не могли не сказаться на здоровье женщины. Маленького Максима должна была забрать на дачу ее двоюродная сестра. Но мальчик ехать не захотел. 

- Дома книжки, компьютер и телевизор, а в селе скучно! - заявил он. 

Мальчик остался вместе с 33-летним квартирантом Мишей, которому Елена доплачивала, чтобы он приглядывал за ребенком. 

- Вы ничего такого не подумайте… Мы были просто друзьями. Миша у нас был вместо няньки, - объясняет Елена. - Он забирал Максимку из школы и кормил его ужином. А также, не побоюсь этого слова, охранял от бабушки. Мать была совершенно непредсказуема и агрессивна. Я же была вынуждена работать допоздна.

О том, что мальчик не поехал к тетке, Елене не сообщили. Решили лишний раз не волновать. Тем более что в ближайшие дни Михаил должен был быть дома (он под заказ ремонтировал квартиры). Но 23 февраля ему неожиданно позвонили и попросили срочно выйти на работу. Парень покормил Максима завтраком и ушел. А спустя несколько часов появилась Людмила Афиногеновна. Мальчик впустил бабушку в дом.

«В этой жизни я ничего не добилась! Ухожу»

- Я вернулся около 16 часов, - вспоминает Миша. - В квартире пахло ладаном, и было очень темно. Я даже не сразу сообразил, что старуха закрыла окна плотными шторами. Я спросил у нее, где мальчик, а она ответила, что уговорила его поехать в село. Но на душе у меня было неспокойно, и я решил заглянуть в гостиную.  

Первое, что бросилось в глаза, - диван. На нем в беспорядке лежали выброшенные из шкафа одеяла. А вокруг валялись свечные огарки.

- Я подошел к дивану и увидел ножку Максима, - с трудом, словно что-то мешает ему говорить, рассказывает Михаил. - Он лежал под грудой тряпья. Представляете?! 

Несколько минут парень не мог прийти в себя от шока. В этот момент старуха накинулась на него и начала душить! 

- Она была невероятно сильной, и мне с большим трудом удалось оторвать ее от себя, - говорит мужчина. - После этого я предложил ей пойти на кухню и поговорить. Она согласилась, и там я ее закрыл. А сам бросился к соседям вызывать милицию. У меня был при себе мобильный телефон, но я о нем даже не вспомнил… Когда в квартиру ворвались бойцы спецподразделения «Беркут», Людмила Афиногеновна сидела на полу в лужи крови. Рядом валялся нож, которым она пыталась вскрыть себе вены, и две записки к дочери: «Максима отправила в рай. В этой жизни я ничего не добилась, ухожу вместе с ним» и «Теперь, Лена, ты нагуляешься…».

- Я в милиции работаю больше 20 лет, - говорит один из побывавших на месте преступления правоохранителей. - Но такого кошмара еще не видел. Потом несколько ночей не мог спать. Перед глазами, словно живой, стоял убитый мальчик… 

По факту случившегося столичная прокуратура возбудила уголовное дело. Была проведена судебно-психиатрическая экспертиза, которая признала Людмилу Афиногеновну невменяемой. Психическое расстройство, тяжелая депрессия и навязчивые идеи привели к убийству ребенка.

P.S. Самое удивительное в этой истории, что в последние годы пожилая женщина регулярно посещала психиатров в надежде добиться опекунства над своей дочерью. И даже получила справку у психиатра о том, что она здорова. Кроме того, она проходила медицинский осмотр как сотрудник метрополитена. Почему же никто из специалистов не заметил ее болезнь? 

Елена Пономаренко намерена подать иск на горе-врачей. Она уверена, что косвенно именно они виновны в гибели ее сына.

СПРАВКА «КП»

«Cвидетели Иеговы» (Jehovah’s Witnesses) - международная религиозная организация христианского направления. Была основана в конце 70-х годов XIX века Чарльзом Тейзом Расселом в США. В 2008-м количество активных членов организации составляет около 7 миллионов человек. Миссионерская работа ведется в 236 странах.

Верования «Свидетелей Иеговы» основываются на Библии. Члены организации называют себя христианами и утверждают, что они осуществляют возврат к религиозной практике первых христианских общин.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Прокомментировать эту историю мы попросили профессора, доктора медицинских наук и известного специалиста в области судебной психиатрии Анатолия ЧУПРИКОВА.

- Анатолий Павлович, героиня публикации постоянно общалась с медиками. Почему никто из них не заметил, что женщина страдает расстройством психики?

- Это не простой вопрос, ответ на него не может быть однозначным. Лично я вижу две возможные причины. 

Во-первых, эта женщина принадлежала к категории граждан, которых в просторечье называют жалобщиками. Не секрет, что медики таких людей побаиваются и стараются побыстрее выпроводить из своего кабинета. А вдруг товарищ напишет кляузу в облздравотдел? А ты потом отбивайся.

Во-вторых, не секрет, что заболевания психики протекают волнообразно. У всех наших пациентов бывают периоды обострения и ремиссии. Причем во втором случае больные выглядят совершенно нормально и рассуждают, как здоровые люди. Проще говоря, симптомы заболевания у них не проявляются. 

- А как же удается выявить болезнь?

- Необходимо провести серьезное обследование. Одной консультации у психиатра или медосмотра по месту работы для этого недостаточно.

- Могли ли посещавшие женщину иеговистки спровоцировать ухудшение ее состояния?

- Думаю, нет. Уверен, что она убивала внука в состоянии обострения заболевания. Так сказать, на пике.

- Но она совершила не просто преступление, а ритуальное убийство!

- Дело в том, что мании душевнобольных соответствуют социуму и времени. Например, до Октябрьской революции пациенты психиатрических лечебниц боялись превратиться в животное, поскольку в то время была популярна мистическая литература об оборотнях. В годы СССР к нам поступали пациенты, которые утверждали, что их преследует КГБ. А сейчас они зацикливаются на религии.

Судите сами. На первый взгляд, женщина совершила ритуальное убийство. Но в то же время очевидно, что ни в одной религии такого обряда нет! Так что я не стал бы связывать случившуюся трагедию с деятельностью сестер из организации «Свидетели Иеговы».



Уважаемые читатели! А что вы думаете об этой истории? Звоните автору статьи Инне Золотухиной сегодня с 11 до 12 часов по телефону (044) 205-43-66.