Родителям на заметку: почему добрые и послушные дети – не всегда хорошо

Какие положительные черты характера могут с возрастом пойти во вред.

Рисунок: Катерина МАРТИНОВИЧ

Это очень удобно: приходишь домой после работы, а ребенок уже чайник ставит и салат режет. Уроки сделал, посуду помыл, гулять на улицу не просится - мол, дома с книжкой лучше. И ты ему: "Умница, иди сюда, конфетку дам". Увы, зачастую мы хотим от ребенка чего-то, что удобно не ему, а именно нам. Послушания, усидчивости, хороших оценок. Не задумываясь, что это может плохо сказаться на его будущем. О таких опасностях мы и поговорили с семейным и детским психологом Татьяной СЕМЕНКО.

Ситуация 1. Никогда не перечит

Ребенок послушен, почти во всем соглашается с мнением родителей. Чем это чревато?

- Он может вырасти конформистом. Будет следовать навязанным со стороны ценностям, мнениям. То есть станет зависимым человеком, который легко поддается влиянию. Скорее всего, не сможет создать собственного дела - будет только наемным работником.

- Но разве послушание - плохо? Где-то же должна быть золотая середина! В какой момент родителю надо задуматься: что у нас не так?

- Пока ребенок маленький, конечно, он ведомый, для него должны существовать авторитеты. Иначе выйдет из-под контроля. Но с возрастом все-таки надо начинать выстраивать с сыном или дочкой диалог. Не приказывать, а именно обсуждать ситуации. Вот я считаю так, а ты со мной согласен? Нет? А почему?

Ситуация 2. Занят своими делами

Ребенок усидчив, часами не беспокоит родителей, занимаясь любимыми делами.

- Когда ребенок самодостаточен, это прекрасно! Но одно дело - когда ему искренне хорошо с собой, а другое - когда он боится контактировать с другими детьми.

Есть такие типы личности, которым хорошо с собой. Тот же математик Перельман. А есть дети, которые хотели бы контактировать, но по каким-то причинам боятся это делать. Поэтому заняты сами собой. Надо понять: это страх общения или искреннее желание ребенка быть в одиночестве?

Ситуация 3. Готов все отдать

Ребенок готов делиться с другими всем подряд. В песочнице - лопаткой, в школе - домашкой.

- Хорошо, когда ребенок добр, когда он не сравнивает себя с другими детьми - кто круче. Но если он так поступает, потому что боится, что иначе его не будут любить, это уже плохо. В психологии даже есть понятие: комплекс хорошей девочки или хорошего мальчика. Это когда ребенок всем пытается угодить, быть для всех хорошим, как купюра крупного достоинства. Такой ребенок может вырасти человеком, который ни в одной ситуации не в состоянии сказать нет.

В советское время альтруизм поощрялся: ничего для себя, все для светлого будущего. Но сейчас даже в самолетах говорят: в случае ЧП кислородную маску сначала наденьте на себя, потом на ребенка. Потому что если ты о себе не позаботишься, ребенку будет только хуже. Вывод: чтобы быть самодостаточным, жизнеспособным, помогать близким, нужно уметь думать о себе. 

Ситуация 4. Первый во всем

Ребенок - лидер в классе. Хорошо это или плохо?

- Смотря что стоит за стремлением к лидерству. Возможно, ребенку важнее казаться, чем быть. Возможно, он рассуждает так: "Я крутой, посмотрите, какая я звезда!" Получается, окружающие люди для него - это зеркала, в которые он смотрится: достаточно ли я крут в их глазах? И если так, он будет все больше показушничать, искать одобрения.

Но может быть и положительный вариант лидерства: когда ребенок не боится брать ответственность на себя, когда умеет убеждать других. Настоящие лидеры - не те, которые действуют с позиции силы, а те, которые умеют аргументировать, убеждать, подавать пример, как себя вести в сложных ситуациях.

Ситуация 5. Тихоня

Ребенок - тихоня, старается не высовываться. Чем это опасно?

- Для родителей этот тип поведения максимально удобен. Не высовывайся, потому что ты интеллигентный, культурный, потому что ты выше других, учат ребенка взрослые. А на самом деле это называется "избегание". Избегание проблем: голову в песок, попу наружу! Человек привыкает убегать от  конфликтов. А ведь их надо уметь разрешать!

Ситуация 6. Весь в книгах

Ребенок очень много читает. "Да это же прекрасно!" - воскликнет любой родитель. Но ситуация может оказаться двоякой.

- В наше время книги заменены гаджетами, конечно, - комментирует психолог. - Ребенок постоянно сидит в воображаемом мире, представляя, какими могли бы быть его друзья, а в реальности у него друзей нет. То же самое происходит при чтении взахлеб - человек привыкает жить в иллюзорном мире.

- Как родителям заметить, что чтение превратилось в уход от реальности?

- Если это идет в ущерб другой деятельности. Вот он сделал уроки, погулял вечером, в футбол поиграл - ну и перед сном почитал... Нормально. А если он вместо футбола сидит с книжкой, говоря про других детей "они тупые, мне с ними неинтересно", тут надо обеспокоиться. Если ребенок настаивает, что ему никто неинтересен, это опасно! Надо делать все, чтобы он умел контактировать с людьми в реале.

Ситуация 7. Все дается слишком просто

Ребенку все в школе легко дается. Учеба - в том числе.

- Это опасно, потому что ребенок может не научиться учиться. Если ему все легко дается, он все хватает на лету - и бежит дальше. Не прикладывая достаточных усилий. И привыкает порхать бабочкой по жизни. Но этого легко избежать: если школьная программа легко дается, можно дать более сложные задания. Хорошо идет физика? Пусть переходит на уровень олимпиад.

- Но если ребенок успешен в учебе - разве это плохо? Это же повышает его самооценку!

- Да, но не в ущерб умению учиться. Надо находить сложные задачи, чтобы ребенок учился преодолевать барьеры. Нужен навык преодоления трудностей. Потому что рано или поздно он пригодится в жизни.

Ситуация 8. Всегда спрашивает совета

Ребенок во всем советуется, обо всем рассказывает.

- Смотря с какой целью советуется. Может, с тем, чтобы все переложить на плечи родителей? Чтобы ему сверху выдали готовое решение? Или же он хочет узнать их мнение - а потом принять свое? Надо, чтобы родители не просто давали ценные указания, а выстраивали диалог.

В тему

На позитиве, но не клоун 

На одном из занятий у психолога мам попросили перечислить положительные качества их детей. Они повторялись от анкеты к анкете: мой ребенок добрый, ласковый, жизнерадостный, незлопамятный, общительный. А может, эти качества хороши только до определенной степени? Мы попросили Татьяну Семенко прокомментировать каждое из названных качеств.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как научить ребенка читать

Современные родители просто помешаны на воспитании вундеркиндов. Им не дает житья чужая слава: мол, некоторые дети в два года уже знают алфавит, а в три – таблицу умножения!