Профессия шопера для многих кажется работой мечты - дни напролет ходи по бутикам, выбирай одежду, да еще и деньги за это получай. Однако стать успешной и зарабатывать на жизнь умением красиво одевать людей под силу далеко не всякой моднице и подписчице страниц модных блогеров. Секретами мастерства делится шопер и стилист с 6-летним стажем Екатерина Янтарная.
Модные страхи и привычки украинской женщины
- В Украине еще не сформирована культура моды, поэтому многие женщины захламливают гардероб - тенденции быстро меняются, а у нас на них остро реагируют, - рассказывает стилист. - Я, бывает, говорю, что такой жакет вышел из моды, а у них - негодование. Приходится объяснять, да, это потребительство, и нас заставляют покупать больше и больше, но тот жакет морально устарел, хоть вы прическу поменяете или губы наколете - немодная вещь стиля не добавит.
У нас очень боятся новых тенденций! Например, велосипедки вошли в моду. Я написала пост, было столько возмущений: "о, ужас", "как на огород". Не понимаю: не нравится - не носи, нравится - поноси и забудь о них в следующем году. Как-то тенденции к нашим женщинам проходят через боль. Бывает, что-то новое вошло в моду, а пока созреют, проходит год. Тот же люрекс - все его боялись, боялись, а сейчас начали покупать, когда он уже вышел из моды и никому это не надо.
Шопинг - это кульминация работы
- Для шопера жизненно необходимо уметь общаться с клиентом, нужно быть гибким - где-то надавить, где-то, наоборот, дать самому решать. К тому же ты тратишь деньги человека, он должен тебе доверять, между вами должна быть связь, и нужно знать, как ее наладить, - говорит Екатерина.
Все-таки все профессии, связанные с людьми, требуют от нас навыков психолога. Шопер не исключение. Наоборот, чем лучше ты поймешь клиента, тем легче ему помочь.
- Работа с новым клиентом начинается с консультации: почему человек обратился, на каком жизненном этапе он находится и какова цель смены гардероба - выход из декрета, поиск новой работы, поиск мужа. Важно понять, почему женщина так психанула, - смеется Екатерина.
Далее они вместе разбирают гардероб клиентки - что можно оставить, что идет, что лучше выбросить, чего не хватает. Составляют шопинг-лист и идут в магазин.
- Все купленные вещи я фотографирую и расписываю, с чем сочетать. Делаю своеобразную презентацию. Покупаем обычно много, и клиентка может забыть подсказки, а в "шпаргалке" я больше вариантов комбинации вещей могу предложить. Потом уже по потребностям - что-то докупаем, что-то обновляем, - делится секретами Янтарная.
- Мне трудно работать с клиентом, которому я подобрала, например, жакет, объясняю теоретическую базу, что он вам подходит, модный, хорошо сидит, а человек смотрит в зеркало и не понимает, нравится ему или нет. Сложно, потому что я давить не хочу и человек должен себе в этой вещи нравиться. Кто-то, бывает, надевает вещь, смотрит на себя и сразу может сказать, мол, да, берем, или что надо еще поискать.
За 4 часа покупаем где-то 20 вещей
Екатерина больше работает с женщинами, но, говорит, мужчины сейчас тоже стали обращаться.
- В основном мои клиентки - женщины, которые выходят из декрета, их возраст самый разный, либо это бизнес-леди, которым надо выглядеть соответствующе, но они не могут тратить время на походы по магазинам, просматривание журналов.
В среднем шопинг с одной клиенткой занимает 4 часа с небольшим перерывом, потому что потом у меня уже глаз "замыливается". В принципе за 4 часа вещей 20 покупаем - человек одет на сезон.
С мужчинами я как-то не очень любила шопинг, мне было не так интересно, потому что мужчине меньше вещей, аксессуаров можно подобрать, а потом как-то несколько раз сходила и поняла, как это классно! Мужчины вообще не спорят, быстро решаются, им не хочется даже 3 часа на шопинг тратить. Я подобрала комплект, он сел, мужчина доволен.
Разрушитель мифов
- Неоднократно слышала, мол, мы думали, что вы злая. Люди передач насмотрелись и считают, что, если я приду на разбор гардероба, я все раскритикую и сожгу. На деле я стараюсь максимально лояльно относиться, объяснить, что уже не подходит или немодное, оперируя фактами и теорией. Во-вторых, я стараюсь сохранить как можно больше гардероба, как-то обыграть его модным образом.
Есть такая шутка: "Стилист за ваши деньги покупает то, что ему нравится", и это, наверное, еще один миф. Но я в работе исхожу из особенностей человека и его потребностей, например, понимаю, что в чем-то вызывающем клиентке будет некомфортно психологически, нужно что-то нежное или какой-то минимализм.
Мой личный стиль может нравиться или нет, но на клиента я его не переношу.
Нужно знать все тенденции
Работу шопера можно назвать сезонной. Январь и февраль - плохие месяцы, и к лету наступает затишье. Но я использую это время рационально: когда мало шопинга, потому что клиенты одеты и в отпусках, я делаю тренинги для магазинов, работаю стилистом на фотосессиях.
Для меня шопер без стилистических знаний - не профессионал. Есть очень большая база теории: цветология, цветотипы, типажи внешности и многое другое. Но на деле не все люди подходят под шаблоны из теории, поэтому нужно много практики.
Шопер обязан знать все тенденции. Я информацию ищу в интернете, в американских и английских модных журналах, изучаю модных блогеров. Пытаюсь сама анализировать коллекции и делать срез того, что появилось нового, что сейчас актуально.
Вместе с этим ты менеджер сам себе, соцсети ведешь, нужно уметь и презентации на компьютере сделать, и не бояться выступать - у меня же еще и мастер-классы, и тренинги, и обучение персонала, еще есть школа шоперов: за пару лет я выпустила три группы. Большинство девушек учатся для себя, но есть и те, кто специально идет, чтобы в будущем стать шопером и работать с клиентами.
Что почем
Екатерина считает, что сейчас услуги шопера доступны всем.
- Я не могу сказать, что работаю только с богатыми людьми, сегмент абсолютно разный. Кто-то может потратить 20-40 тысяч, кто-то идет на шопинг с 5-7 тысячами. Я могу одеть стильно и за такие деньги. Минимальный бюджет, с которым я работаю с клиентом в первый раз, - это от 7 тысяч либо это может быть почасовая оплата. Летом с постоянным клиентом могу сходить и скупиться на 2-3 тысячи.
На шопинг в секонд-хенды я не хожу, но отношусь к таким магазинам положительно - почему бы и нет? Я знаю, что молодежь в секонд-хендах одевается и выглядит при этом стильно и красиво. Сейчас можно одеваться красиво и за копейки, главное - иметь вкус.
Вопрос ребром
Зачем нужен шопер?
- Плюс шопера в том, что он подскажет, что модно в этом сезоне, что можно будет надеть еще в следующем. Мы, например, вместе пошопились, и человек еще год может носить эти вещи и быть стильным, - объясняет Екатерина.
- У меня есть опыт мамочек в декрете, которые сидят на американских сайтах и заказывают известные бренды по скидкам, но по скидкам модели продают старые. Да, можно заказать какую-то базовую модель, которая не будет выглядеть устаревшей, но хоть девушки покупают и дорогие вещи, они все уже не в моде.
Также наши женщины любят эмоциональные покупки - что-то схватят, а потом эти вещи валяются, потому что ни с чем не сочетаются. Со мной, когда женщины идут на шопинг, они знают, что лишних денег не потратят, гардероб будет правильным и красивым.
Читайте также
Стоит ли покупать квартиру этим летом
Застройщики повышают цены, но жалуются на низкий курс доллара, а на вторичном рынке – затишье.