Под конец свой каденции на посту премьер-министра Украины, Владимир Гройсман выступил с неожиданным предложением. Помимо сокращении на 50% штатов районных и областных государственных администраций, он посягнул на "святое" - право президента назначать губернаторов.
"Следующий парламент должен забрать право у президента и правительства назначать руководителей и отдать это право (выбора – Ред.) людям. Это новый подход управления и новые возможности самоуправления. Приоритет избирать руководителей должен быть в громадах - им решать, кто станет их руководителями", - заявил Владимир Гройсман в эфире программы "Свободы слова" накануне заседания правительства.
Сейчас, согласно закона "О местном самоуправлении", главы районных и областных администраций находятся в двойном подчинении – президента и премьера. Они назначаются президентом по представлению главы Кабина и увольняются также гарантом. Кроме того губернаторы и районные главы уходят в случае избрания нового президента, выражении недоверия местными советами и по представлению премьер-министра.
До последнего заявления Гройсмана было только робкие попытки сделать глав местных администраций боле открытыми для людей. В 2015 году по требованию Евросоюза и для того, чтобы получить от него на 100 миллионов евро, Верховная Рада внесла в закон о государственной службе пункт о назначении глав местных администраций на конкурсной основе. Но, спустя два года, парламент отменил эту норму, и с того времени главы областных и районных администрация опять назначаются президентом и премьером.
Плюсы и минусы выборов губернатора
Бесспорным достоинством выборности глав регионов, в отличии от варягов- назначенцев из центра, станет их зависимость и подотчетность местной общине. Теперь нужно будет стремиться понравиться не премьеру и президенту, а своим землякам, причем не обещаниями, а конкретными делами. И сами граждане берут на себя ответственность за все, что происходит на их малой родине. Теперь уже не на кого будет пенять: кого избрали, то и получили.
Но самостоятельность избранных губернаторов может обернутся потерей контроля центра за регионами. Всенародно избранные местные элиты могут войти во вкус и игнорировать общегосударственные интересы. Выборность губернаторов также может быть опасна еще и тем, что власть могут захватить регионально кланы, эдакие местные князьки.
- Если глав районов еще можно избирать, то выборность губернаторов несет определенную угрозу. Такая чрезмерная регионализация может усилить сепаратистские настроения в определенных регионах страны. Важно усиливать не регионы, а роль местного самоуправления в регионах,- считает глава Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.
Кто не заинтересован в выборности глав регионов
В первую очередь сами президент и премьер-министр, независимо от фамилии. Назначая глав регионов, они могут контролировать и возглавляемые ими территории. Это их админресурс, при помощи которого они могут проводить нужную им политику в стране.
Да и на выборах этот контроль не помешает. Например, сейчас на носу парламентские выборы, и помощь областного руководства партии нового президента будет явно нелишней. Недаром одним из первых шагов президента Владимира Зеленского стала увольнение 15 губернаторов и назначение на их места своих людей.
Поэтому вероятность прохождения через парламент предложения Гройсмана о выборности глав регионов – не очень высокая Каждый новый президент стремится провести в Раду свою партию, которая стала бы инструментом его политики и гарантом соблюдения его интересов. И "Слуга народа", как и любая другая провластная партия, вряд ли будет голосовать за то, чтобы лишить своего патрона влияния на регионы страны.
- Сейчас трудно сказать, пойдет ли на это новый президент и его партия "Слуга народа" в парламенте. Они пока никак не обозначили своего видения дальнейшей децентрализации в стране и усиления роли местного самоуправления. Они сейчас говорят только в формате лозунгов, поэтому судить об их реальных намерениях трудно, - считает Алексей Кошель.
Почему Гройсман заговорил об этом именно сейчас
Примечательно, что со своим предложением выборности глав местного самоуправления, действующий премьер-министр выступил под занавес своего пребывания в Кабмине. До этого, зависимость губернаторов от него самого Гройсмана вполне устраивала.
Вероятность его сохранения на посту премьера – ничтожная. Он заинтересован в прохождения в парламент со своей политической силой "Украинская стратегия". Для этого обществу нужно предложить какие-то привлекательные посылы и обещания. Что может быть лучше, чем прямое народовластие – выборность губернаторов. То есть предложения Гройсман в действительности может оказаться ничем иным, как очередным пиар-ходом накануне парламентских выборов.
По мнению эксперта по децентрализации Владимира Цибулько, Владимир Гройсман противоречит сам себе.
- По плану децентрализации, главы местных администраций уже через год должны были бы стать префектами, которых назначают из центра. Их задача - следить за соблюдением конституции в регионах местным органами власти. То есть это уже не администраторы и главы местной власти, а только надзиратели, - поясняет Цибулько.
Поэтому местные администрации и их главы вообще теряют свой смысл и становятся лишним звеном. Есть местные советы, которые назначают исполнительную власть регионов – исполкомы. Губернаторы вообще становятся не нужны.
- Гройсман хочет привлечь внимание избирателя к своим достижениям на посту премьер-министра, серди которых и децентрализация власти в стране. Но это вряд ли ему поможет перед парламентскими выборами. Согласно последних социологических замеров его "Украинская стратегия" набирает чуть больше 1% (нужно 5%). А до выборов осталось очень мало времени и электоральных чудес не бывает, - считает глава КИУ Алексей Кошель.
А как у них?
В большинстве унитарных государств Европы, например в Испании, Италии, Швеции, Норвегии, Финляндии, Португалии, Чехии, Словакии, Венгрии, Ирландии, странах Балтии, нет никаких назначаемых "сверху" глав исполнительной власти регионов. Как правило, они избираются местными парламентами этих регионов и никак не подчиняются центральной власти.
Во Франция, которая является жестко централизованным государством, префекты регионов назначаются президентом. Такая же ситуация в странах Центральной и Восточной Европы Польше, Румынии, Болгарии, Молдавии, Украине, где губернатор области одновременно является представителем президента.
В Германии, Швейцарии, Австрии Бельгии, Бразилии, Аргентине, Мексике и в США никакой вертикали региональной власти нет и в помине. Во всех этих странах или губернаторы регионов избираются напрямую населением, как в США, Мексике и Бразилии, либо региональные правительства формируются региональными парламентами.
В Индии губернаторы назначаются президентом страны, но они могут действовать исключительно в соответствии с рекомендациями правительства штата, который формируется законодательным органом штата, избранным на партийной основе.
В провинциях Канады есть назначаемые генерал-губернатором, так называемые лейтенант-губернаторы. Они также не имеют реальных властных полномочий, которые находятся в руках правительства провинции. Лейтенант-губернатор обязан действовать по подчинятся совету регионального правительства, которое формируется партией (или коалицией), победившей на региональных выборах.
Почти так же устроена региональная власть и в Австралии. Здесь реальная фигура - правительство штата, сформированное законодательным органом, а не назначаемый "сверху" губернатор.
По способу формирования и статусу органов местного самоуправления условно выделяют "парламентскую" и "президентскую" модели.
Парламентская – глава региона избирается местным законодательным органом. Президентская - глава региона выбирается прямыми выборами населением. Зачастую в одном государстве могут существовать обе эти модели. Например, для северо-германских земель ФРГ характерна "парламентская" модель, тогда как на юге преобладает "президентская".
Читайте также
Гройсман обещает поднять минимальную зарплату вдвое вопреки своим прогнозам
Никогда политики не бывают так щедры на обещания, как в предвыборный период.