Оценки ВНО-2019 по украинскому языку и литературе оказались гораздо хуже, чем в предыдущие годы. 16% учеников, проходивших тестирование, с заданиями не справились, хотя проходной порог составлял, как и раньше, всего 23 балла. В прошлом году количество абитуриентов, которые с тестами не справились, составляло – 14%, а в 2017 году и вовсе 7,5%.
Почему так произошло "КП" в Украине" пообщалась с экзаменатором, проверявшей творческую часть экзамена, Екатериной Кривопишиной. Педагог рассказала, как устроена изнанка внешнего независимого тестирования, и почему от некоторых сочинений хотелось и плакать, и смеяться.
Как это работает
Тестирование по украинскому языку и литературе состоит из нескольких форм заданий. Львиная доля – тесты, где нужно выбрать один или несколько вариантов из предложенных ответов. Также есть и творческое задание, в котором абитуриента просят поразмышлять о вечном и прекрасном. В этом году выпускники школ писали сочинение на тему "Як же вберегтися від зневіри на шляху до мрії?". Текст должен был состоять из более, чем 100 слов, и подкрепить свои мысли примерами из художественных произведений, исторических событий или случаев из жизни, цитатами выдающихся людей. А также сделать вывод из вышесказанного.
Бланки с ответами запечатывают, расфасовывают по контейнерам и отправляют в другие области на проверку. В центрах проверки конверты вскрывают, штрих-коды вносят в систему. Компьютер, проверяющий тестовую часть, сканирует бланки, подсчитывая правильные ответы. Затем информация передается на защищенный сервер в Киев, при этом процесс снимается на видеокамеры.
К проверке творческого задания подход другой. Их читают и оценивают учителя, которые проходят специальный тренинг. С каждым учителем подписывают контракт, где прописаны условия работы. Если учитель разгласит какие-либо личные данные абитуриента, не смотря на то, что работы анонимные, им может грозить административная и даже уголовная ответственность.
- На этаже во время работы находится полицейский, с работами никуда не выйдешь, - объясняет Екатерина. - Телефоны, как ученики, мы не сдаем, ими пользоваться можно. Иногда они даже нужны, чтобы проверять некоторые факты. Например, ребенок может вспомнить какое-то кино, которое учитель не видел,
Работа экзаменатора кропотливая и требует много усилий. С 8 утра до 5 вечера, при этом, за час нужно прочитать три работы. Можно и меньше, но ни в коем случае не больше: педагог устает, внимание уже не такое пристальное. Всего норма на одного преподавателя – 250 работ.
|
Без предвзятости, но на стороне ребенка
По словам учителя, миссии завалить нерадивого ученика у преподавателей нет, они даже стараются хоть как-то "вытянуть", если это возможно.
- Были работы очень достойные, чувствовалось, что ребенок умеет формулировать мысль, приводит очень интересные и удачные примеры, использует правильные синтаксические конструкции. Среди тех, что я читала, на максимум – 20 баллов - была одна работа, три на 18 баллов, и где-то 7 работ по 16-14 баллов. В основном, мы смотрели на работы таким образом, чтобы хоть что-то поставить ребенку! Тезис, например, оценивается максимум в 2 бала. Приходилось искать хотя бы какое-то зерно в этих размышлениях, чтобы поставить этот бал, - говорит учитель.
Самая запоминающаяся работа, которую экзаменатору пришлось читать, содержала в себе 73 орфографических и пунктуационные ошибки и 48 грамматических и стилистических.
- И это в работе на полторы страницы! Это, конечно, были нули за языковое оформление. Но за то, что были примеры, тезис, минимум, может быть баллов 5 из 20 возможных, эта работа и получила. И это не рекорд, у моих коллег были работы и с большим количеством ошибок, - сетует экзаменатор. – Бывает, что работа по смыслу очень хорошо написана, ребенок приводит примеры из современных книг, вспоминает мотивационную литературу, видно, что ребенок в тренде, но хоть ставь знаки препинания сам – ни одной запятой, только точки! Человек вообще не ориентируется, где ставить тире, двоеточие, придаточных предложений вообще не видит. Если все красиво и согласно требований написано, то это максимум 12 баллов, но, скорее всего, если в тексте нет знаков препинания, то будут проблемы с логикой текста и аргументы могут подкачать.
Чтобы на 100% избежать предвзятости, работу читает не один учитель, а как минимум двое, а если возникает спорный момент, то привлекается и третий педагог.
- Второй учитель может согласиться с тем, как ты оценил текст, а может и не согласиться, может снизить бал. В таком случае, последнее слово будет за старшим преподавателем, который будет читать работу третий раз, и потом займет чью-то сторону. В принципе, качество проверки очень высокое, тут субъективизма мало, есть конкретные критерии, нормы, - уверяет педагог.
Язык нужно практиковать
Каждый год после проверок ВНО интернет начинает пестрить яркими и смешными фразами из сочинений абитуриентов, и этот год не стал исключением. Наша собеседница говорит, что начиталась такого…
- Я думаю, что дело в глобализации – молодежь общается смайликами, мэмами, картинками, у них просто не хватает практики. Я работаю с 6 и 8 классами, и стараюсь давать им больше практической работы – написать рецензию, что-то объяснять, проговаривать. И вижу, насколько сложно им собраться с мыслями и оформить их словами, построить в предложения. В одной из работ было слово "заздрянь". Ну что это за слово? Еще один пример – "наших мріїв", "два банана". Чувствуется, что дети мало читают. Еще у меня создалось впечатление, что для детей, чьи работы я читала, украинский не родной, а второй иностранный. Вот иногда в английском языке мы не знаем, как правильно согласовать, какое окончание поставить, вот также дети, оперируют украинскими словами, а это все считается, как отдельные ошибки. Очень много и лексических ошибок, русизмов, - говорит педагог.
Хотя больше, чем лексические и грамматические ошибки, учительницу огорчили ошибки в фактах. Интересно, что чаще всего в качестве примеров, как не впасть в отчаяние на пути к мечте, школьники приводили Тараса Шевченко, Лесю Украинку и Валерияна Подмогильного, но удавалось сделать это корректно далеко не каждому (смотри - КОНКРЕТНО).
|
Вопрос ребром
16% провалов: тесты стали сложнее?
- Мне кажется, что с каждым годом тесты становятся все проще, программа постоянно адаптируется. Украинский язык за все 9 лет, которые я работаю, не меняется в формулировках вопросов. Но вот в украинской литературе те, кто придумывают задания, начали изощряться, использовать туманные формулировки, хотя задания сами по себе не сложные. Например, стали часто использовать такую форму "Выберете то, то и то, кроме". И ребенок часто не замечает вот это "кроме". Один из учеников, с которыми я занималась, наделал таких ошибок – из-за волнения дети поверхностно читают и их очень легко поймать.
Также с каждым годом становится больше вопросов на знания текстов и цитат. В первые годы, когда проводилось ВНО, было больше вопросов о жанрах. Можно было почитать критику и ориентироваться, а сейчас если не знаешь, разве что угадывай. Если ты честно прочитал, получишь честный бал, если нет, на хороший результат не рассчитывай.
ПРрямым текстом
"Якщо покопатися в моїй голові, то можна зустріти одну маленьку думку"
"Сочные" примеры из сочинений этого года моментально разлетелись по соцсетям, вызвав бурю обсуждений. Вот лишь некоторые. Орфография авторов сохранена.
- "Тарас Бульба" Тараса Шевченка
- Тарас Шевченко ховав у себе халявну книжечку
- "І мене в сім’ї великій, в сім’ї вольній, новій не забудьте пам’янути незлим тихим духом"
- Тарасу Григоровичу пощастило вмерти вільною людиною. А все тому що він поставив собі за мету якумогашвидше позбавитися долі кріпака.
- Ліна Костенко народила прикуту до ліжка дочку – Лесю Українку.
- Мойсей 40 днів водив єврейський народ по пустелі
- Леся Українка прожила відносно довго життя, як для тих, хто хворіє на запалення нирок.
- Мина Мазайло хотів поміняти фамілію з російської "Мазайлін" на "Мазайло", він стрімко йшов до своєї мети і досягнув її. Йому дуже подобалась українська мова, він багато вивчав слів на цій мові. А коли його сестра дізналась про це то попросила свою подругу Ульяну, щоб та закохала його в себе, але нічого не вийшло.
- Батько автора лупцював його, а той писав. Нічі були темні, а той зі свічкою читав. Було багато причин та привидів відступити, але ні, Остап В. (Вишня) надихався навколишнім середовищем.
- Композитор Людвих Вон Бетхон
- Герой з мультфільма "Немо в поісках сина" (не помню як точно називається) рішив, що внього нічого не вийде і взагалі, що це бесполєзно, но він зміг себе пересилити, найшов в собі силу і зміг найти сина найти любов і создати сім’ю так сказати поставив одну цель і через те що він повірив у себе він зміг найти для себя щастя.
- Але ж бувають такі вийнятки, від яких аж дріж бере і буває літальний ісхід.
- Віра в себе – невід’ємна сполука успіху
- Хоч у нас немає крил, ми всеодно повинні літати, ширяти в облаках.
- Мій друг дуже хотів заволодіти гарним тілом і вдосконалити його.
- У творі “Кайдашева сім’я” П. Куліша свекруха так і померла з поганими словами на плечах.
- У творі “Кайдашева сім’я” П. Куліша свекруха так і померла з поганими словами на плечах.
- Мені 17 років, і я не боюся їздити на машині по місту. Поліція не чекає, що є така нагла людина, як я.
- Можна згадати історію з твору Довженка “Три зозулі з поколоном”, де дівчина усе життя була закохана у заміжнього чоловіка.
- Хочу охопити літературу в цілому, щоб сказати вам приклад.
- …вступити до університету вищої освіти.
Читайте также
Участники ВНО: молятся на икону Авраменко и кладут его учебники под подушку
Сегодня выпускники пишут тесты по украинскому языку и литературе.