Учить ребенка читать нужно, если он уже обладает определенными навыками. Малыш говорит предложениями и понимает все, что сказал; различает, где "дом", а где "том"; не страдает логопедическими проблемами и знает направления? Значит, пора приниматься за дело.
Как научить ребенка читать по слогам
Зачастую именно с этого начинается становление юного читателя. Лишь затем дети переходят к воспроизведению слов целиком. Помочь, ускорить и сделать процесс учебы интереснее помогут красочная азбука с крупными буквами, магнитная доска, на которую можно вешать разные картинки и знаки, распечатанные большие буквы, с которыми можно придумать разные игры, еда по алфавиту и так далее.
Можно, например, лепить из пластилина все на букву "А" или купить макароны в виде букв и во время еды изучать алфавит.
Начинать же лучше с гласных букв.
Правила чтения
- Не заставляйте учиться через силу, так как малыши развиваются и воспринимают информацию по-разному
- Постоянно читайте своим детям. Так вы покажете, что это - увлекательно. С возрастом переходите от ярких и простых книжек к более сложным
- Начните изучать только звуки, начинающему читателю пока не важно, чем они отличаются от букв
- Первым делом нужно научить ребенка складывать слоги и читать их
- Успех обязательно поощряйте, но не едой. Дарите, к примеру, раскраски или фломастеры. За неудачи ни в коем случае не наказывайте
- Не забывайте регулярно повторять уже пройденный материал
- Не упускайте возможность почитать что-нибудь на улице, в транспорте. Рассматривайте вывески и надписи
- Докажите ребенку, что читать важно. Например, что только так он сможет узнать, что ему написали в открытке, или правила игры
- Составьте точный график обучения и всегда его соблюдайте: начинайте и заканчивайте в одно и то же время
- Вы можете обучать ребенка различать буквы и параллельно писать их. Так вы ускорите процесс обучения и письму тоже
Как научить ребенка читать целыми словами и осмысленно
- Попробуйте написать несколько гласных букв и вставьте туда одну согласную. Пусть ребенок ее найдет.
- Выпишите похожие слова, а ребенок должен сказать, чем они отличаются. Например "сон" и "сом", "ум" и "ус", "кот" и "кит".
- Напишите на карточках по два слога и пусть малыш комбинирует их, собирая слова и произнося их вслух.
- Во время чтения ребенком прервите его и скажите "Стоп!". Закройте книгу на закладку. После команды "Читай!" юный ученик должен найти место, на котором закончил, и продолжить чтение.
- Давайте малышу слова, в которых не хватает слога или буквы. Он должен заполнить пробел.
- Почитайте с ребенком параллельно. Перед вами должны быть два одинаковых текста. Пока читаете вы - ученик пусть следит за текстом. А когда вы прекратите - пусть продолжит с прерванного места.
- Чтение на время. Дайте ребенку простой текст и прочтите его несколько раз. Малыш с каждым разом должен делать это быстрее.
- Займитесь скороговорками и пословицами. Прочтите их сначала ребенку медленно и громко, затем - пусть он сделает это сам. Обратите внимание на четкое проговаривание окончаний слов.
- Научите также ребенка читать про себя. Попросите малыша прочитать сначала про себя отрывок, потом пересказать своими словами, а затем прочесть и вслух.
- Подберите слова, состоящие из нескольких слогов, и вместе с ребенком попробуйте делать ударения в разных частях слов. А малыш должен определить, какое ударение - правильное.
- Поучите ребенка читать слова, напечатанные разным шрифтом.
- Чтение ролей. Ребенок должен читать небольшие предложения разными голосами: вообразить, что он медведь, лиса или мышь.
- Чтение перевернутого текста. Начинать делать это можно только после того, как ребенок научится читать без ошибок.