За две недели до дня рождения активистки Екатерины Гандзюк в Покровском райсуде на Днепропетровщине обвиняемым в организации и исполнении покушения на нее, которое привело к смерти, вынесли приговор.
Организатору Сергею Торбину дали 6,5 лет тюрьмы, исполнителям Никите Грабчуку, который плеснул кислотой в Катю, – 6 лет, Вячеславу Вишневскому и Владимиру Васяновичу – 4 года, Виктору Горбунову – три. Отбывание наказания считается с момента задержания – у Торбина с 17 августа 2018 года, у Грабчука – с 20 августа.
Эти двое должны будут еще выплатить по 50 тысяч гривен каждый – в такую сумму суд оценил затраты на экспертов. Торбин был расслаблен, улыбался, Грабчук сидел в большом ступоре, будто не понимал, что это происходит с ним. Соглашение о признании виновности они подписали еще в апреле этого года.
Хотел проучить
Васянович, который вел слежку за Гандзюк, на суде заявил, что хотел ее проучить. Но он не думал, что все так обернется.
- Все должно было быть по-другому. Мы должны были проучить сепаратистку, должны были проучить коррупционерку. Человека, через которого шли потоки денег. С которыми ни милиция, ни СБУ - никто не справился. Поэтому мы пошли на такой шаг, - поделился Васянович.
На вопрос, почему Васянович такого мнения о покойной, он ответил, мол, следствию ивестно, кто ему это внушил. По словам Васяновича, у него не было времени разобраться в ситуации, его обманули.
В течение 30 дней приговор может быть обжалован
Отец Кати, Виктор Гандзюк, на оглашение приговора не приехал, а на предыдущем заседании, 3 июня, заявил, что недоволен ни сроками наказания, ни квалификацией дела. По его мнению, это было убийство, а не нанесение тяжких телесных повреждений. И что интересуют его заказчики, а не простые исполнители.
На том же заседании 3 июня все пятеро признали свою вину и согласились сотрудничать со следствием. По данным следствия, Горбунов купил серную кислоту в Каховке и передал ее Васяновичу и Грабчуку. Те подъехали на машине Торбина к дому Гандзюк 31 июля 2018 года. После сигнала, который дал Вишневский, Грабчук облил девушку кислотой. Затем все четверо отправились в Олешки Херсонской области, где каждый получил от Торбина "гонорар" за проделанную работу – 500-800 долларов в зависимости от своей роли и "обязанностей".
Расследование самого нападения на Гандзюк продолжалось почти 10 месяцев. За это время провели 375 допросов, более 50 обысков, 45 досмотров, 100 временных доступов, 10 следственных экспериментов, были назначены 45 судебных экспертиз, а также ряд негласных следственных действий.
Дело Гандзюк вызвало большой общественный резонанс, поскольку поначалу было квалифицировано правоохранителями как "Хулиганство". Затем квалификацию меняют на "Умышленные тяжкие телесные повреждения с целью запугивания". Только после того, как местные активисты закидывают дымовыми шашками здание Херсонской облпрокуратуры, а в Киеве проходит пикет с требованием под МВД, статью меняют на "Покушение на умышленное убийство, совершенное с особой жестокостью".
Уже через несколько дней полиция задерживает ранее судимого за кражу херсонца Николая Новикова, которого подозревают в нападении на Гандзюк. Однако журналисты находят свидетелей его непричастности к случившемуся. 17 августа задерживают двоих новых подозреваемых, а 20 августа – еще троих.
По всей Украине проходят акции "Хто замовив Катю Гандзюк?" с требованием результатов расследования.
После смерти Кати, 4 ноября, Нацполиция заявляет, что дело Гандзюк теперь рассматривается как умышленное убийство.
Обвиняемые: кто они?
Сергей Торбин – 42 года, житель Херсона, бывший оперуполномоченный, был уволен из органов за злоупотребление служебным положением. Участник АТО, позывной "Опер". Воевал в ДУК "Правый сектор", был награжден орденом "За мужество" III степени и имеет звание народного героя Украины. Основатель общественной организации "Добровольцев-участников АТО "Добровольцы Божьей Четы" и ООО "Легион защита". Вместе с Владимиров Васяновичем был задержан на херсонском автовокзале 17 августа 2018 года. Свою вину поначалу отрицал, говорил, что виделся с Гандзюк по вопросу выделения рекламных бигбородов для участников АТО, но это было за год до покушения на нее.
Владимир Васянович - 24 года, уроженец Житомира. Участник боевых действий в Донбассе в составе 5-го отдельного батальона ДУК "Правый сектор". Позывной "Шуруп". Участвовал в боях за Донецкий аэропорт, Саур-Могилу, Авдеевку. В ходе одной из операций подорвался на фугасе и потерял левую ногу. Награжден орденом "За мужество" III степени и орденом "Народный герой Украины". Вместе с Вишневским следил за Гандзюк.
Никита Грабчук – 23 года. Также воевал в ДУК "Правый сектор". Именно он облил Гандзюк кислотой.
Вячеслав Вишневский – 28 лет, уроженец Хмельницкой области. Ветеран 5 батальона "Украинской добровольческой армии".
Виктор Горбунов – 27 лет, ДУК "Правый сектор". Он приобрел серную кислоту для покушения на Гандзюк.
Эти пятеро – всего лишь "верхушка айсберга" в деле Гандзюк. Они выполняли черную работу, и не могли не слышать о Кате – незадолго до нападения от 5-го батальона Украинской Добровольческой армии ей была вручена благодарность за поддержку. При этом на оглашении приговора Васянович заявил, что их задачей было проучить коррупционерку, через которую проходили большие денежные потоки. О том, что Гандзюк поддерживает атошников, они и знать не знали.
Кто заказчик?
Относительно тех, кто "заказал" Гандюк, идет отдельное расследование. Имя заказчика покушения на активистку так и не названо, однако подозревают, что это 49-летний председатель Херсонского областного совета Владислав Мангер. Подозрение чиновнику 11 февраля 2019 года объявил Генпрокурор Юрий Луценко. Суд избрал Мангеру меру пресечения в виде содержания под стражей с правом внесения залога в размере 2,5 млн. гривен. Позже его адвокат внес за него залог, и председатель облсовета вышел на свободу. На чиновника дважды за это время надевали электронный браслет, а также на месяц отстраняли от занимаемой должности. В конце апреля Мангеру объявили новое подозрение – "заказ на убийство" изменился на "заказ на избиение". 31 мая Шевченковский районный суд Киева продлил Мангеру меру пресечения до 1 июля – электронный браслет оставили, но разрешили передвигаться в пределах Херсонской области (ранее о мог передвигаться только в пределах города).
В деле также фигурирует бывший помощник нардепа от БПП "Солидарность" Николая Паламарчука – Игорь Павловский. Якобы он передавал Торбину деньги за организацию нападения. Еще один подозреваемый – приближенный к Мангеру помощник депутата Херсонского облсовета Алексей Левин. Он выехал из Украины еще в августе прошлого года, ныне объявлен в международный розыск.
История вопроса
31 июля на 33-летнюю и.о. управляющего делами исполкома Херсонского горсовета Екатерину Гандзюк напали во дворе многоэтажки, где она проживала. Едва она вышла из подъезда – незнакомый мужчина подбежал и облил ее кислотой. Девушка с 35% ожогов тела была госпитализирована в херсонскую больницу, а затем спецбортом доставлена в Киевский ожоговый центр. За 50 дней после покушения Гандзюк перенесла 11 операций по удалению омертвевших тканей и пересадке кожи. 4 ноября Катя умерла, причиной смерти стал оторвавшийся тромб.