Режиссер Наталья БОНДАРЧУК: «С Сергеем Безруковым меня помирил сын»

Наталья Сергеевна раздобыла для съемок картины портфель Гоголя, с которым писатель никогда не расставался.

Известная актриса и режиссер Наталья Бондарчук приступила в Украине к съемкам картины о Николае Гоголе под названием «Гоголь ближайший» (см. «КП» за 25 июля). После трех дней работы в Великих Сорочинцах Полтавской области Наталья Сергеевна с киногруппой перебралась в Киев. В парке на Отрадном (район столицы) киношники построили макет усадьбы знаменитого писателя. Атмосфера на площадке вышла весьма правдоподобная: в парке среди «сельских хат» бродили гуси, блеял козел. А на бричке, запряженной вороными, проезжал сам русский классик. Даже Наталья Бондарчук в свободном платье и с косынкой на голове казалась одной из героинь придуманного ею действа… 

Николай Васильевич был создан для вечности

- Только в Киеве можно найти такие маленькие элегантные кусочки природы в центре столицы! - не может нарадоваться Наталья Бондарчук месту съемок. - Когда мне показали этот парк, я была просто очарована. Даже на Полтавщине такого нет. Правда, там своя красота. 

Сегодня снимаем подъезд Гоголя к отчему дому. Николай Васильевич выйдет из кареты босой и дотронется до земли, что очень символично, поскольку его возращение в родную усадьбу станет рефреном всей картины. Писатель будет жить то в Италии, то во Франции, то в Москве, то в холодном Петербурге, но его основным  желанием останется встреча с Украиной и дорогой мамочкой, которую сыграет Валентина Теличкина. Думаю, теплее человека среди артистов не сыскать. 

- Но ведь отношения Гоголя и матери были весьма неровными? 

- Сложность проявлялась только в одном: он унаследовал от родительницы способность видеть душой сквозь тело. Зная об этой особенности сына, она сожалела, но понимала: ее Николай создан для вечности, а другие проживут жизнь как мотыльки. А отношения их были такими. Маменька просила у Бога: «Вот бы Николаю жену, вот бы мне внучка». И, представьте, едва Гоголь прилег, как его разбудил радостный крик: у друга Данилевского родился сын, который стал крестником писателя…

- Вы использовали в картине подлинные вещи классика? 

- Да, к нам в Полтаву прибыл его портфель. Я даже приостановила съемки, чтобы всем его показать. Гоголь никогда не расставался с тремя вещами: зонтиком, маленьким чемоданчиком и портфелем, где хранились его собственные рукописи и письма от Пушкина. А у него самого и дома-то не было! Усадьбу на Полтавщине отдал маме и сестрам. Еще он берег золотые часы Александра Сергеевича, полученные в подарок от Жуковского.

Я верю в оборотней

- Как вам работается с нашими актерами? 

- Замечательно! Я сама боюсь говорить по-украински, но все великолепно понимаю. Мой отец вообще украинец. Часто читал на родном языке, сыграл в кино Тараса Шевченко. Когда они встречались с Василием Лановым, оба сразу переходили на «мову».

С вашей актрисой Анной Левченко я сотрудничаю десять лет, и она для меня - цвет украинской актерской школы. Исполняет любые шутки и прибаутки, которые я попрошу, но при этом замечательная драматическая актриса. 

В фильме «Красное и черное» Наталья Бондарчук блистала в роли мадам де Реналь.

- Немало сказано о мистике в жизни Николая Гоголя…

- Гоголь с детства дышал народными поверьями. Для него рядом с домом водились русалки, лешие, ведьмы, водяные. И они вправду до сих пор там обитают, но только в очень далеких деревнях, где еще верят в этих существ. Гоголь не выдумывал разную чертовщину. Мистика витала и обсуждалась в народе, а мальчик все впитывал. Вот для вас лично есть в мире оборотни? 

- Нет. 

- А для меня есть.

Заворотнюк сыграет женщину, которая пленила писателя

- В картине вами выстроена любовная линия в жизни писателя, хотя исследователи уверены, что он умер девственником… 

- Правда, девушек у Гоголя не было. Однажды посватался к Анне Велигорской, но его избранница происходила из аристократической семьи, приближенной к царю. Писателю отказали. Для вельмож он был нищим человеком, не имеющим даже собственного дома. Однако дружбу с Анной Гоголь сохранил до конца, о чем свидетельствует их активная и многолетняя переписка, в которой около 100 писем.

Была у него и вторая женщина - Смирнова-Росетти. В нашем фильме ее образ воплотит Анастасия Заворотнюк. Я выбрала Настю из-за ее жгуче-черных глаз, присущих украинкам. Ярко выраженной инфернальности у Смирновой-Росетти не было, но она лучилась неимоверной женственностью, которая будила в писателе мужские чувства. И он этого боялся, отчего избегал с ней телесных контактов. Зато овладел ее душой, превратил в истинную христианку и спас от пороков. 

Программа всей жизни

- Вы сняли фильм о Лермонтове, картину о Пушкине. Теперь вот Гоголь и в планах - Шевченко. Хотите и дальше экранизировать биографии великих писателей? 

- Да, это программа всей моей жизни. После «Звезды пленительного счастья» я полюбила образ Марии Волконской и заинтересовалась ее отношениями с Пушкиным. Так появился замысел 10-серийного фильма «Образ души моей», где раскрыта тема их взаимоотношений. Я стремилась показать великого поэта светлым, влюбленным. Это Пушкин-легенда, созданный на основе воспоминаний Марии Волконской. 

- Что вас заставило выбрать на главную роль Сергея Безрукова? 

- Он друг моего сына, близкий нашему дому человек. И при этом тонкий, духовный актер.

В фильме всего три исполнителя. Сережа сыграл поэта в 36 лет. На то время он еще не снимался в «Бригаде» и, услышав мое предложение, трижды прокричал: «Да!». Постановка «Пушкина» в театре Ермоловой тогда тоже только планировалась. Зимой 2002 года Сергей завершил работу в знаменитой сцене дуэли. Под впечатлением от этих съемок мы задумали полнометражную картину «Последняя дуэль». Но, когда уже был написан сценарий и собрана киногруппа, Безруков внезапно отказался от участия в проекте, мотивируя своей крайней занятостью.

Никогда еще я не получала такого удара! Тем не менее мы решили продолжать, а на главную роль позвали Игоря Днестрянского, изображавшего в нашем сериале молодого Пушкина. И снимали по ходу масштабные сцены императорских балов. Но я все же хотела использовать сцену смерти поэта, сыгранную Безруковым. Но ведь в фильме в отличие от сериала два исполнителя невозможны… 

- И как наладились отношения с Сергеем? 

- Наш разрыв укрепила желтая пресса, хотя я продолжала его любить, а Сережа в своих интервью говорил, что уважает меня как режиссера и просто не имеет возможности работать сразу в нескольких проектах.

Весной 2005 года наши отношения восстановились благодаря сыну. Сергей приехал к нам домой, мы просмотрели рабочий материал картины и снова очутились в атмосфере Мойки, где жил и умирал поэт. И Пушкин снова нас объединил. 

О ЧЕМ ФИЛЬМ

«Гоголь ближайший» - это биографическая лента о жизни Гоголя, действие которой начинается с младенчества и заканчивается смертью писателя. Особое внимание уделено любовной и творческой линии. Работы шли в Петербурге, Киеве, Крыму, на Полтавщине, в Италии и Амстердаме.

В главных ролях - Евгений Редько, Анастасия Заворотнюк, Алексей Богданович, Валентина Теличкина, Радмила Щоголева.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Наталья БОНДАРЧУК родилась 10 мая 1950 года в Москве, в семье режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. В 1971 году окончила актерский, а в 1975-м - режиссерский факультет ВГИКА (мастерская Сергея Герасимова и Инны Макаровой). Как актриса снялась в фильмах «Солярис», «Красное и черное», «Звезда пленительного счастья», «Лермонтов», «Юность Петра». В качестве режиссера сняла ленты «Господь, услышь мою молитву», «Детство Бемби», «Юность Бемби», «Медный всадник», «Пушкин. Последняя дуэль».

От брака с известным актером Николаем Бурляевым родила сына Ивана и дочь Марию. Сейчас замужем за актером Игорем Днестрянским, который младше ее на 20 лет.