Под Змиевом похоронен рыцарь в серебряных латах?

Поселение древних осетин в Мохначе привлекает археологов и будоражит умы местных жителей. Поселок Мохнач расположен неподалеку от Змиева. Каждое лето харьковские археологи раскапывают здесь аланские древности. Благо, предки современных осетин “наследили”.

Романтика компенсирует неудобства

 Палаточный городок экспедиции педагогического университета  разбит в лесу, недалеко от места раскопок. Все радости походного быта доступны его обитателям: готовка на костре, дежурство по кухне, походы в сельский магазин. С раннего утра и до полудня - раскопки под палящим солнцем. После обеда – свободное время. Из развлечений: стадион, гамаки и палатка-казино. В этом году особой популярностью среди студентов пользуется преферанс. Для водных процедур - Суворовский родник и Северский Донец.

-Поначалу студентам бывает тяжело, особенно девочкам. Первые дни они ноют, но быстро привыкают. Дух экспедиции компенсирует все неудобства, - говорит руководитель археологической экспедиции Владимир Колода.

За находку – сгущенку или пиво

Раскопки - занятие не для случайных людей, уверяют специалисты. А студентам усердия не занимать. Все найденное ими выкладывается на куски картона. Обязательный атрибут раскопок – археологическая канцелярия. Каждый черепок и осколок учитывается в специальном журнале. А в Харьков привозят только те предметы, которые представляют инетерес для науки. Много черепков керамики оставляют в районе раскопок. Все металлическое – скобы, обломки ножей, наконечники копий – вычисляется при помощи металлоискателя. Кстати, за особо интересные находки руководитель экспедиции поощряет студентов банкой сгущенки или бутылкой пива – на выбор.

Аспирант Виктор Квитковский говорит, что сходу влюбился в археологию.

-Для меня все начиналось с романтики. Я приехал на практику в 2002 году, побыл 10 дней, а со второго курса езжу в экспедиции постоянно. Полдня работаем, а до следующего утра – можно отсыпаться, играть в шахматы, купаться. Главное, утром встать и снова пойти на работу. Вечером здесь очень душевно – гитара, разговоры...

Подтверждение его слов - 11 семейных пар, образовавшихся в экспедиции. К слову, дочь Владимира Колоды тоже встретила свою любовь на раскопках в Мохначе. Некоторые бывшие студенты наведываются сюда уже со своими детьми.

Археолог - почти следователь

Руководитель экспедиции сравнивает работу археолога с работой следователя. Найти обломки древности – только первый шаг, нужно еще их расшифровать.

-Есть место действия, есть улики, следы. Надо все это соединить вместе и понять... Конечно, мы с фигурантами не встретимся, но зато какое поле для интерпретации! Для археолога важно иметь богатую фантазию, к тому же волей неволей нужно разбираться в металлургии, зоологии, антропологии, архитектуре, - рассказывает Владимир Колода.

Часто, чтобы понять смысл находки, приходится изучить гору литературы, подключить коллег из других стран. Но и это не всегда помогает. Несколько лет назад в жилище древних славян был найден жертвенник с челюстями байбака, а рядом - глиняная скульптура этого животного. Находка удивила историков, ведь сурок никогда не был предметом поклонения для славян и аланов.

-Мы вспомнили, что байбачий жир – хорошее народное средство для лечения туберкулеза. Надо полагать, что при жизни в землянках туберкулез был распространен. Позже мы отдали останки с десяти погребений на экспертизу и медики выяснили, что древние действительно могли болеть туберкулезом. Были и другие версии: в литературе я встретил, что у монголов есть животное табарган, один из степных сурков, который считался проводником из мира живых в мир мертвых. Вот и эту гипотезу тоже рассматриваем, но окончательно решить сложно, - делится археолог.

Археологические раскопки будоражат умы местного населения. Ходят легенды, что в этих местах похоронен рыцарь в серебряных латах. А один из жителей Мохнача сообщил Владимиру Васильевичу по секрету, что белогвардейцы закопали под деревом... две бочки с золотом. Но археологи всерьез не воспринимают такую информацию.

Ребра овцы приняли за кисть женской руки?

Потомки аланов, современные осетины, к археологическим изысканиям харьковчан относятся с большим вниманием. Время от времени Владимир Колода консультируется с коллегами из Северной Осетии. Иногда подсказки помогают, но в особо трудных случаях их знаний мифологии и обрядов бывает недостаточно. Пример этого – находка прошлого года. Кости с тремя надетыми на них браслетами, которые археологи приняли сперва за кисть женской руки, как оказалось, вообще не принадлежали человеку. Палеонтологи пришли к выводу, что это реберные кости мелкого хищника или мелкого копытного животного. Культуролог из Осетии сообщил, что лисы и волки в аланской мифологии практически не встречаются, поэтому версия хищников отпала сразу. Но выяснилось, что до сегодняшних дней у осетин сохранился обряд подношения духам.

-Преподносятся три - пять ребер овцы на лопатке этой овцы. Но у нас всего два ребра и нет лопатки, поэтому вопрос остается открытым, - сетует Владимир Колода.

К счастью, не все загадки остаются без ответа. В 2005 году в Мохначе обнаружли захоронение кузнеца, под головой которого лежало металическое  надочажное кольцо. Историки из Осетии разъяснили значение обряда. Очажные принадлежности для осетин священны. Кольцо с цепью, на котором подвешивают котел, передаются от отца к сыну. Если кольцо положили в могилу кузнецу, это значит, что он был последним мужчиной в своем роду.

 Лондон – слово осетинское?

Трепетное отношение осетин к своей истории вызывает у специалистов добрую улыбку.

-Осетины люди очень мифологизированные, - рассказывает Владимир Васильевич. - Они считают, что славяне – это аланы, Лондон и Белфаст – осетинские города, а современные ирландцы – те же осетины. И у них есть свои аргументы. Например, роксоланы в переводе с осетинского, - это светлые аланы. Лондон по-осетински означает “большая вода”, а Белфаст переводится как “сломанная лопата”. Но самое удивительное, что на древнем белфастском гербе изображена сломанная лопата.

Мохнач манит “черных” копателей

Кроме археологов и студентов проявляют интерес к поселению аланов и черные копатели. Правда, от любителей легкой наживы природа надежно защитила древности глинистой почвой. Чтобы выкопать что-то, нужно хорошо потрудиться. К тому же золотые и серебряные вещи, которые в первую очередь привлекают “черных археологов”, в Мохначе встречаются крайне редко. Аланы были оседлыми скотоводами и земледельцами, особым богатством не отличались.