Дождь «Підкамінь» не испортил

Этнофестиваль прошел весело, несмотря на непогоду. Было бы неправильным утверждать, что непогода испортила этнофестиваль «Підкамінь», который вот уже второй год подряд проходил в одноименном поселке Пидкаминь Бродовского района на Львовщине. Более того, дождь, который лил почти беспрерывно всю пятницу и половину субботы, заметно откорректировал развлекательную программу фестиваля и привнес в нее новые краски. Танцы превратились в пляски босиком в болоте, и, кажется, молодежь испытывала от этого неизведанное до сих пор особое удовольствие.

На Большой Камень можно было взобраться по альпинистской веревке.

Этнофестиваль прошел весело, несмотря на непогоду. Было бы неправильным утверждать, что непогода испортила этнофестиваль «Підкамінь», который вот уже второй год подряд проходил в одноименном поселке Пидкаминь Бродовского района на Львовщине. Более того, дождь, который лил почти беспрерывно всю пятницу и половину субботы, заметно откорректировал развлекательную программу фестиваля и привнес в нее новые краски. Танцы превратились в пляски босиком в болоте, и, кажется, молодежь испытывала от этого неизведанное до сих пор особое удовольствие.

Одержимые болотом

– Вы это видели? В поселке рассказывают, что вчера молодежь в болоте валялась, – спрашивала нас субботним утром хозяйка дома, в котором мы остановились на три фестивальных дня.

Откровенно говоря, слово «валялась» слишком грубо для определения того, чем молодежь занималась в болоте. Она танцевала, кувыркалась с головой, устраивала гладиаторские бои, участниками которых были даже девушки. А все эти действия можно определить одним очень подходящим выражением – одержимые болотом. Кстати, «люди из болота» совершенно не чувствовали, что они чемто отличаются от остальных и искренне пытались обнимать и даже целовать своих незапачканных грязью друзей.

– Сегодня у нас в программе грязевые ванны, – заметила девушка за соседним столиком городского кафе, в котором мы обедали в субботу.

Казалось, среди людей, которые жили в палатках, не побывать в болоте считалось даже чемто неприличным.

– Вы купались в болоте? – спросила нас одесситка в маршрутке во Львов.

Мы отрицательно замотали головой, а она гордо ответила:

– А я была королевой болота!

Музыкальное настроение

– Правый сектор, вас не слышно, – кричал со сцены в перерывах между выступлениями разных фольк и рокгрупп один из ведущих фестиваля журналист «Радиомана» и лидер группы «Абукасимові Капці» Андрей Жолоб.

А второй ведущий, он же вокалист рокгруппы «Мертвий півень» Михаил Барбара, шутил:

– Лучше всего слышно центр. И за это он получает дополнительное право еще раз упасть в болото.

Молодежь воспринимала его слова за чистую монету. А Михаил Барбара признался на прессконференции, что за этим интересно наблюдать, но представить себя самого в болоте ему страшно и он бы на такое не решился. На что вокалист группы «Вій» Дмитрий Добрый-Вечер заметил, что природная грязь концептуально вписывается в программу фестиваля и, если бы им с Барбарой было по 18 лет, наверное, и они бы решились искупаться в болоте. Что же касается вокалиста известной украинской рокфолькгруппы «ВВ» Олега Скрипки, то в поселке рассказывали, что столичный гость, увидев такую грязь, просто ужаснулся.

Публика одинаково развлекалась под выступления всех присутствующих на фестивале «Підкамінь» коллективов: «Русичи», «Юркеш», «ДримбаДаДзига», «Чоботи з бугая», «ВВ», «Вій», «Мертвий півень» и других.

Кстати, выступления группы «Мертвий півень» всегда особенные. И это объясняется не только уникальностью песен коллектива – положенных на музыку стихов известного современного украинского писателя Юрия Андруховича. Есть еще один немаловажный момент: ни один из вокалистов не умеет вести себя на сцене так театрально, как это делает Михаил Барбара, известный еще и как актер харьковского театра-студии «Арабески». На фестивале «Підкамінь» эта группа, кроме своих традиционных, любимых публикой песен, как «Гуцулка Ксеня» и др., сыграла и новые криминальные сонеты, записанные совсем недавно.

Рыцари и другие

Но фестиваль «Підкамінь» – это не только много хорошей музыки. Уже второй год сюда приезжают рыцарские клубы, чтобы провести показательные выступления рыцарских боев. В этом году его участниками было несколько рыцарских клубов, наиболее известный из них львовской публике – клуб исторической реконструкции рыцарской культуры «Паладин».

Традиционно палатки рыцарей и арена для проведения турниров располагаются в урочище между Большим Камнем и Доминиканским монастырем. Там же проводятся и соревнования по стрельбе из лука и мастеркласы средневековых танцев.

Совсем недалеко, на Большом Камне, желающие обучались скалолазанию, а на поле, рядом с дневной сценой, проводились еще и литературные встречи. В этом году с почитателями своего творчества, в частности, встретились Юрий Издрик, Юрий Кучерявый и Михаил Барбара, который рассказал публике о театре «Арабески».

На фестивале «Підкамінь» корреспонденту «Комсомолки» удалось увидеть и один мастер-класс по изготовлению глиняной посуды.

Вообще фестиваль «Підкамінь» напоминал большой муравейник, в котором насчитывалось около 10 тыс. человек. В дождь публика пряталась в палатках, где стояли столы с креслами или лавками, и где можно было полакомиться шашлычком, колбаской гриль, посмаковать казацкого кулеша и выпить чегонибудь согревающего. Но как только дождь прекращался, человеческий муравейник оживал и начинал двигаться по залитому водой полю, желая увидеть чтонибудь интересное.

Вместо послесловия

– Пидкаминь кажется совсем не туристическим местом, а когда приезжаешь сюда, оказывается, как мало мы знаем об исторических местах своей страны, – заметил Михаил Барбара.

И вправду, в Пидкамене и кроме фестиваля есть что посмотреть. Это и Большой Камень, возвышающийся над полем, оставленный здесь, согласно легенде, то ли чертом, то ли строителями оборонительных стен, построенных еще, возможно, королем Данилом Галицким. Привлекают к себе приезжих также костел и старый монастырь, возведенные на горе Рожаница в XVII веке.


«Паладин» продемонстрировал 100% рыцарской культуры.


Королев и королей болота было много.