Гюльчитай «открыла личико» одесским спелеологам

Наши раскопали самую глубокую пещеру в Турции. Президент первым погрузился на 2 тысячи метров. В последнее время украинская спелеология самая продвинутая в мире и держит свое первенство уже на протяжении 8 лет. Никто еще не продвигался на 547 метров в пещере за одну экспедицию. А главное, не спускался на две тысячи метров, как это сделал президент украинской спелеологической ассоциации Геннадий Самохин. На массиве Арабика на Западном Кавказе была обнаружена пещера Крубера глубиной 2019 метров.

Наши раскопали самую глубокую пещеру в Турции. Президент первым погрузился на 2 тысячи метров.

В последнее время украинская спелеология самая продвинутая в мире и держит свое первенство уже на протяжении 8 лет. Никто еще не продвигался на 547 метров в пещере за одну экспедицию. А главное, не спускался на две тысячи метров, как это сделал президент украинской спелеологической ассоциации Геннадий Самохин. На массиве Арабика на Западном Кавказе была обнаружена пещера Крубера глубиной 2019 метров.

– Внизу оказалось озеро, – рассказывает «КП» Геннадий Самохин, – мы взяли с собой гидрокостюмы и баллоны и провели погружение на 46 метров. И таким образом достигли крайней точки – дна. На сегодня это самая большая пещера в мире. А до этого была в Европе.

  В конце экспедиции случился прорыв

Но после своего открытия соотечественники не стали останавливаться на достигнутом. И обратили свои взоры на карстовый массив Аладаглар в Турции. Он расположен в пределах крупной горной цепи Таурус. Перепад высот с 3 тысяч метров позволяет предположить существование в нем протяженных пещер. Однако раньше спелеологи не поднимались на такую высоту из-за опасной ледниковой области.
– Мы первые совершили это и получили результат, – отметил Александр Климчук, директор Украинского института спелеологии и карстологии. – Мы решили найти в Турции самую глубокую пещеру, возможно, глубже Кавказской. Начали с 2001 года. За 7 лет это уже шестая экспедиция. Первые годы мы обследовали массив Аладаглар, проверили каждый поземный туннель. И в 2004 году нашли пещеру Кузгун глубиной 1400 метров. Она стала самой большой в Турции и заняла 16-е место в мире. Но мы надеемся, что продлим ее. Для этого мы обследовали пещеры, начинающиеся выше входа в Кузгун. Если они соединяются, то мы получим еще больший туннель. Главной задачей нынешней экспедиции был прорыв в основные объемы главной пещерной системы массива Адалаглар, ее прохождение и исследование до максимальной глубины. Все пещеры, которые исследовались в этом году, были расположены на высотах более 3 километров – пещеры Гюльчитай, Сокол-мара, Космодром – и потенциально являются верхними входами в уже исследованную украинскими спелеологами карстовую систему – пещеру Кузгун. Пока нам удалось продвинуться от 30 до 80 метров. Спелеологам приходилось преодолевать узкие места, разбирать завалы щебня, чтобы идти дальше. В конце экспедиции у нас случился прорыв. Мы максимально продвинулись вниз. Но времени уже оставалось мало. Поэтому пришлось оставить работу до следующего сезона.

 Здесь воду добывают из снега

Самое лучшее время для подземных работ – с июня по август. Весной из-за таяния снегов пещеры наполняются водой. А в августе все тает, и уже неоткуда брать воду. Ведь вода добывается из снега. Его топят в специальных местах, а потом на талой воде кипятят чай, варят каши и супы. Причем всю провизию спелеологи везут из Одессы, как и технику, обмундирование: веревки, карабины, крючья, жумары.
– В снаряжении были веревки длиной 1,5 – 2 км, – признался спелеолог Кирилл Марковский, – мы везли бензогенераторы, бензоперфораторы, топливо, масло, больше тонны продуктов на всю экспедицию. На транспорте можно было подъехать только до села Адан на высоте 110 метров над уровнем моря. Потом у местного населения мы наняли караван мулов. И поднялись на высоту 2900 метров. Там были организованы лагеря.

  Местные жители устроили салют в благодарность за это дело

Кроме того, спелеологи ставили палатки и в самих пещерах. Несколько человек 12 дней работали под землей. Зато какая была встреча на поверхности: с чаем, угощением, и даже с пивом! А в знак открытия Кузгуна турки устроили настоящий салют. Ведь ученые не только открыли ряд пещер для Турции. Но и обнаружили находки на глубине 400-600 метров – ископаемые морской фауны и флоры. Это послужило мини-сенсацией в ученых кругах. Оказалось, что массив Аладаглар покрывало древнее море, чьи обитатели сохранились в карстовых пустотах. А еще украинцы обнаружили термальные источники, которые идут не сверху вниз, а наоборот, из самых недр Земли. И таких находок немало.

   «Я не девушка, а... спелеолог»

Но главное для спелеологов – это азарт первооткрывателя, который покрывает все затраты.

– Когда стоишь в глубине на завале, – вспоминает Геннадий Самохин, – и чувствуешь ветер, понимаешь, что там внизу есть большая зала. И до нее скоро можно будет добраться. Тебя охватывает такое чувство!

Ради него и едут в горы, поднимаются на высоту и оттуда спускаются в вертикальные шахты и колодцы, убирают завалы и расширяют узости, чтобы открывать новые проходы и залы. Причем пещеры осваивает не только сильная половина. На этот раз в экспедиции было четыре барышни, которые наравне с мужчинами носили тяжелые рюкзаки и спускались в темные бездны.

– В одной из экспедиций среди нас была англичанка, – делятся спелеологи, – которая по-русски почти не понимала. И как-то ее решили научить ругаться... нехорошими словами. Кто-то возразил, что она все же девушка. Иностранка, услышав это слово, тут же запротестовала:

– Я не девушка, я спелеолог!

Исследованиями украинских спелеологов уже заинтересовались в мире. Поэтому в этом году экспедиция получилась интернациональная: 18 украинцев, 5 болгар, 1 американец и 2 россиянина. В следующем году планируется продолжить работы на многообещающем массиве Аладаглар, где уже найдено более 200 пещер и открыта глубочайшая пещера Азиатского континента...

За семь лет это уже шестая экспедиция.