В полный рост

Инвестфонды показывают ошеломляющие результаты. С начала года доходность многих из них составила 20--75%, и игнорировать этот факт просто невозможно. Но как не ошибиться в выборе фонда? Как отличить грамотную стратегию инвестирования от той, что принесет

Или прибыльно, или безопасно

Инвестиционные фонды стали популярны благодаря тому, что предлагают множество комбинаций по соотношению риск/доходность. Общий принцип таков: хочешь большую прибыль, готовься к риску. Не хочешь -- получай маленький доход, но с минимумом риска. Естественно, совершенно безопасных вариантов с сумасшедшей прибылью просто не существует.
На украинском рынке институтов совместного инвестирования (ИСИ), в которых могут участвовать физлица, можно выделить четыре группы инвестиционных фондов. Первая -- самые безопасные фонды. К ним относятся фонды, которые вкладывают деньги в облигации и банковские депозиты. Организационная форма фонда (ПИФ или КИФ; открытый, интервальный или закрытый фонд) при этом не имеет значения.
По статистике Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ), на начало этого года в Украине существовало более 70 работающих с населением фондов. Из них облигационных -- единицы. Наиболее крупные, принесшие в прошлом году не менее 11--29% прибыли (при средней доходности по банковским депозитам 15% за год в гривне), -- "УкрСиб Стабильный Доход" и "Синергия Бонд".
Вторая группа -- фонды, выдерживающие баланс между риском и доходностью. Оба показателя относительно невелики за счет того, что деньги распределяются между акциями, облигациями, депозитами, недвижимостью и банковскими металлами. В эту группу обычно включают диверсифицированные фонды -- открытые и интервальные. Из первых можно забрать деньги в любой день, из вторых -- несколько раз в году. Сегодня в Украине десять открытых фондов и двадцать пять интервальных. Реально с населением работают восемь из первой группы и порядка десяти из второй. Самые крупные из открытых -- "Классический" (КУА "КИНТО"), "Парекс Украинский сбалансированный фонд" и "Парекс фонд украинских облигаций" (Parex Asset Management Ukraine), "Премиум фонд сбалансированный" ("Сократ"). За прошлый год они заработали от 20% до 28% прибыли, а на начало лета 2007-го -- 24--36% (с начала года).
Большинство интервальных фондов преобразовано из инвестфондов 1990-х годов, и они реально заняты управлением старыми активами, среди которых очень много "мусора". По сути, они не существуют для рынка. Впрочем, есть заново созданные, среди которых лидируют "Народный" (КУА "КИНТО"), "Премьер Фонд Доход и Рост" (Foyil Asset Management Ukraine) и "Платинум" ("Драгон Эссет Менеджмент") -- на начало июня заработали от 27% до 40% прибыли.
Закрытые фонды обычно собирают и "проворачивают" деньги по нескольку лет, до окончания срока своей работы. Обычно они используют более рискованную стратегию, потому что охотятся на большую доходность. Для этого деньги вкладываются в более рискованные и прибыльные акции, недвижимость и реальный бизнес. Это третья группа фондов. Большинство ИСИ, работающих с населением, относятся именно к ней. Самые прибыльные -- "Синергия-2" и "Синергия-3" (КУА "КИНТО"), "Симфония ?1" и "Амадеус-Индекс ПФТС" ("Амадеус"), "Премиум фонд" ("Сократ"), "Фонд акций "Альтернатива" ("АРТ-Капитал Менеджмент") -- только с начала года заработали от 47% до 75%. Так они декларируют. Окончательно убедиться в истинности этих деклараций мы сможем, когда фонды завершат свою работу и расплатятся с инвесторами.
Четвертую группу публичных ИСИ назовем "странные". К ним относятся фонды, работающие с большим риском и малой доходностью. Например, за прошлый год фонды "Оптимум" (КУА "Содружество Эссет Менеджмент"), "Автоальянс-портфолио" (КУА "Автоальянс 21 век") и фонд "ИСФП Фонд инвестиций в недвижимость" (КУА "ИСФП Менеджмент") принесли по 5--6% за год. И это притом, что их коллеги по цеху заработали от 18% до 47% за тот же период, а индекс ПФТС и цены на недвижимость выросли более чем на 40%. Согласитесь, объяснить феномен столь скромных заработков достаточно сложно.

Группа низкого риска

Пользоваться приведенной "Деньгами" классификацией ИСИ достаточно просто. Чтобы определить, какой риск и доход принесет конкретный фонд, нужно оценить, во что он вкладывает средства. Если это депозиты и облигации, то ожидать большой прибыли не приходится, зато деньги (при грамотном управлении) будут почти гарантированно сохранены. "При выборе банка мы сначала смотрим на его рейтинги и открытую отчетность. Есть у нас и некоторый массив закрытой информации. После этого мы идем на встречу с первыми лицами. Обычно на ней сразу видно, что реально происходит в банке", -- описал "Деньгам" процедуру выбора банка-партнера финансовый аналитик КУА "Парекс Эссет Менеджмент" Денис Колесниченко.
Облигации менее "прозрачны", чем депозиты, хотя также обладают фиксированной доходностью. Предприятие берет в долг, выпустив ценные бумаги, а отчетность предоставляет в лучшем случае раз в месяц. Стандартно -- раз в квартал или даже в год. Что происходит все это время с деньгами, никому не известно. Чаще всего облигации обеспечиваются залогом или громкой репутацией компании, их выпускающей. А покупают эти бумаги все больше профессионалы, которые десять раз перепроверят, стоит ли доверять эмитенту. "На рынке всегда есть два вида облигаций с одинаковой доходностью, но абсолютно разным качеством. У нас есть внутренняя система оценок, и мы стараемся жестко отсеивать "мусорные" бумаги. Хотя, признаюсь, часто не имеем всей информации, которая есть у банков", - рассказал "Деньгам" один фондовый аналитик, пожелавший остаться неназванным.
Обычная доходность корпоративных облигаций сегодня составляет примерно 14%, банковских -- около 12%, муниципальных -- примерно 10,5--11%, государственных -- около 7,3%. Для КУА этих цифр мало. Они умудряются заработать на каждом из этих видов бумаг еще 2--3% дополнительно. В итоге наиболее удачливым компаниям по управлению активами корпоративные облигации приносят 17% и более, банковские -- около 14%.
Особенно преуспел в этом направлении "УкрСиб Эссет Менеджмент". Его доходы больше, чем у остальных КУА, за счет того, что УкрСиббанк является организатором многих выпусков и легко проводит с этими бумагами операции репо. Суть операции проста -- взяв деньги в долг под залог собственных бумаг, КУА вкладывает их во что-то еще. В итоге облигационный (!) фонд "УкрСиб Стабильный Доход" в прошлом году умудрился попасть в десятку самых доходных фондов.
Тем, кто не имеет такого "блата", приходится изобретать другие технологии. Например, "КИНТО" ищет бумаги со сравнительно высокой доходностью к погашению. "К сожаленью, на рынке нет "длинных" бумаг. Таким образом, имеем в активах фондов облигации, которые погашаются в пределах одного-двух лет, хотя хотелось бы иметь более "длинные" инструменты с той же относительно высокой доходностью", -- рассказал управляющий инвестиционными и пенсионными фондами КУА "КИНТО" Виктор Ботте.

Риск и цены по максимуму

Самыми доходными и самыми рискованными считаются закрытые фонды, вкладывающие деньги в акции и недвижимость. Их стратегии инвестирования могут разниться кардинально. К примеру, один из лидеров рынка -- КУА "Синергия-2" --делала в начале деятельности упор на акции второго эшелона. Они не так быстро дорожают, но в случае падения рынка и не так сильно дешевеют, как "голубые фишки". А КУА "Синергия-3", наоборот, ориентирована на "голубые фишки", и благодаря им получила с начала этого года более высокую прибыль (75,87% с начала года на 7 июня).
Случается, что компании реализуют и резко агрессивную стратегию инвестирования. Под агрессией традиционно подразумевается поиск недооцененных акций, которые могут вырасти в стоимости за короткое время. "Основной инструмент фонда акций "Альтернатива" -- акции украинских предприятий второго и третьего эшелона. Он ориентирован на ту категорию инвесторов, которые готовы пойти на продуманный риск ради получения высокой прибыли", -- рассказал управляющий инвестиционной компанией "АРТ-Капитал Менеджмент" Глеб Щербак. Крайнее проявление этой стратегии -- покупка акций неизвестных предприятий и вывод их на биржу. То есть превращение "некотируемых" ценных бумаг в "котируемые" и популярные. Формально, до вывода на биржи такие бумаги рассматриваются как "мусор". "В такие ценные бумаги мы вкладываем по той простой причине, что в инвестиционном портфеле "некотируемые" ЦБ учитываются по цене 0,75% номинальной стоимости", -- заявляет г-н Щербак. Тем не менее, похоже, именно "АРТ-Капитал" в июне 2006 года ввела в листинг ПФТС акции компании "Мостобуд", возводящей мосты. Эти бумаги в течение 2006 года выросли в цене раз в пять.
"Если ценная бумага "некотируемая", это еще не преступление", -- утверждает Виктор Ботте из компании "КИНТО". Он рассказал, что еще три-четыре года назад очень многие из популярных сегодня акций не были включены в листинг ни одной из бирж. Обычно эти бумаги попадали туда благодаря усилиям торговцев ценными бумагами, которые имели их в портфелях и хотели выгодно продать. Если рынок принимает бумаги, то они растут в цене, а торговец получает хорошую прибыль. Так, например, в свое время было с акциями "Лугансктепловоза", "Днепропетровского трубного завода" и других. "У нас в свое время тоже были акции, которые лишь со временем попадали в листинг", -- признался г-н Ботте.
Нужно сказать, что почти все вложения в акции, независимо от стратегий, имеют высокий риск. Ведь на украинском фондовом рынке, если нет контрольного пакета, акции -- не более чем воздух, который в цене до тех пор, пока всем это выгодно. Действительно, за первые пять месяцев этого года индекс ПФТС вырос на 77,8%, а за первые восемь дней июня прибавил еще 7,3%. Однако с той же легкостью цена акций может пойти вниз. Торговцы ценными бумагами уже не раз признавали, что украинские "голубые фишки" переоценены и продолжают дорожать лишь благодаря притоку на рынок новых денег -- от иностранных инвесторов.

ИСИ -- вне политики

Что же может повлиять на украинский рынок акций и "обрушить" инвестиционные фонды? Основной риск для украинского рынка акций -- возможность массового ухода иностранных инвесторов. К этому их могут спровоцировать колебания на мировых финансовых рынках, подобные тем, что были в мае-июне 2006-го и в конце февраля -- начале марта 2007 года. "У нас очень мало денег внутренних инвесторов. Поэтому мы подвержены глобальным рискам. В этом смысле неважно, что существуют макроэкономические предпосылки для продолжения роста украинского рынка акций. Если начнется отток с развивающихся рынков, то у нас заберут деньги без колебаний", -- считает фондовый эксперт, пожелавший остаться неназванным.
Теоретически "обвал" рынка может вполне вызвать и политическая нестабильность в стране, особенно накануне выборов. Однако события прошедших двух месяцев показали, что политика не сильно влияет на фондовый рынок. "Даже в разгар политического противостояния, когда озвучивались самые резкие заявления и сценарии, рынок "проваливался" всего на 2--3% и находился вблизи исторических максимумов. Конечно, реализация определенных сценариев развития политического кризиса способна "обрушить" рынок, но большинство участников рынка считают, что кризис разрешится без катастрофических последствий", -- считает финансовый аналитик КУА "Сократ" Дмитрий Омецинский. С ним согласны абсолютно все опрошенные "Деньгами" эксперты.
На всякий случай фонды используют традиционный способ снижения риска от вложения в акции -- диверсификацию. Она означает, что деньги распределяются между многими бумагами. "Со временем объем денег в управлении растет, но доли отдельных акций в нем постоянно уменьшаются", -- рассказал г-н Колесниченко.
Открытые фонды обязаны диверсифицировать риски -- так требует закон. Однако и закрытые фонды, для которых ограничения не действуют, следуют тому же правилу. "Мы сами для себя ввели дополнительные ограничения по вложениям в фондах акций: в бумаги одной компании не должно быть инвестировано более 10% активов фонда. Чем больше объектов, тем ниже несистематические риски. Данный принцип выдерживался со времен "Синергии-1", хотя в ее активах никогда не было больше 21 эмитента. В "Синергии-3" их уже 39, и максимальный объем вложения средств в акции одного эмитента -- 6% активов фонда", -- отметил г-н Ботте.
Не трудно заметить, что КУА имеют полную свободу выбора при вложении в акции. Но даже грамотная стратегия не может дать абсолютной гарантии, что прибыль будет получена. Поэтому в конечном итоге риски при вложениях в акции зависят от того, насколько профессионально КУА вкладывают в акции и насколько грамотно минимизируют возникающие убытки.

Бумажные M2

С недвижимостью публичные инвестфонды работают осторожно. Это сфера интересов венчурных фондов, которые с инвесторами-физлицами не работают. Зачастую фонды делают ставку преимущественно на коммерческую недвижимость -- офисы, склады, предприятия, а также на землю. Жильем они практически не занимаются. "Мы вложили деньги в недвижимость опосредованно -- купили ипотечные облигации Укргазбанка. Мировой опыт показывает, что по бумагам, обеспеченным ипотеками, не было еще ни одного дефолта. Это очень надежный инструмент", -- рассказал финансовый аналитик КУА "Парекс Эссет Менеджмент" Денис Колесниченко.
Из работающих с недвижимостью фондов лидируют "Синергия Риал Истейт" ("КИНТО") и "Первый инвестиционный фонд недвижимости" (АРТ-Капитал Менеджмент). На начало лета они принесли своим инвесторам 33--50% прибыли.
Несмотря на все риски, пока что недвижимость в Украине считается надежным и доходным активом. Поэтому будем считать, что недвижимость -- третий после депозитов и облигаций инструмент по надежности и второй по доходности. Первое место по прибыльности и рискам традиционно занимают акции. ?

Вы из какой отрасли?

По мнению опрошенных "Деньгами" экспертов, пока что в Украине не смогут прижиться популярные в развитых странах отраслевые фонды, вкладывающие деньги инвесторов в акции предприятий отдельных отраслей экономики. Почему? -- Да потому что в ряде секторов -- телекоммуникации, химия, нефть и газ -- есть только пара-тройка предприятий, достойных звания "голубая фишка". Основная же часть эмитентов непубличные, и их акции не торгуются на биржах. "Голубые фишки" же зачастую переоценены, и для получения большего дохода нужно искать новые предприятия. Выбор ограничен", -- признался управляющий инвестиционными и пенсионными фондами КУА "КИНТО" Владимир Ботте.
По этой же причине, считает эксперт, пока что трудно формировать секторные инвестиционные фонды, кроме одной-двух отраслей. Таким фондам попросту не во что вкладывать деньги. "Тем не менее, в работе мы не боимся склоняться к отраслевой доминанте. Например, вкладываем деньги в электроэнергетику. По нашему мнению, у нее неплохие перспективы", -- считает г-н Ботте.
Эта же отрасль привлекает и КУА "Сократ". Она создает КИФ "Премиум-фонд Энергия", размещение его акций начнется в июле нынешнего года. Это будет первый в Украине отраслевой фонд акций. "По нашим оценкам, энергетика имеет значительный потенциал роста, поэтому доходность данного фонда будет выше, чем у рынка в среднем. Хотя при этом возникает дополнительный риск, связанный со ставкой на одну отрасль", -- отметил финансовый аналитик КУА "Сократ" Дмитрий Омецинский.

Где еще почитать

ранкинг фондов, адреса их сайтов:
1. http://www.investfunds.com.ua/
2. http://dengi-ua.com/?arg=30

динамика индекса ПФТС:
3. http://www.pfts.com/

Источник: http://dengi-ua.com