Путь "Моны Лизы": из бани - в спальню, из музея - под матрас

2 мая исполнилось 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи - возможно, величайшего художника в истории человечества.

Фото: wikipedia.org

Именно Леонардо да Винчи мы обязаны выражением "человек эпохи Возрождения": так называют людей, добившихся огромного успеха в самых разных областях. Он был и инженером, и изобретателем, и музыкантом, и естествоиспытателем, и анатомом - но прежде всего художником. Его живописных работ (если не считать фресок и графики) известно меньше двадцати. Авторство половины из них в разное время подвергалось сомнению. Но признанные всеми шедевры - "Мона Лиза", "Тайная вечеря", "Мадонна в скалах" - относятся к вершинам живописи. И даже истории про "сомнительные" произведения мастера читаются как детективы…

"Мона Лиза"

Лиза Герардини родилась 15 июня 1479 года во Флоренции. Она происходила из аристократической, но обедневшей семьи, жившей доходами от того, что производилось на фермах: муки, оливкового масла, вина. В 15 лет Лиза вышла замуж за Франческо дель Джокондо, купца, торговавшего тканями. Родила нескольких детей, умерла, когда ей было 63 (по другим сведениям, 71).

О ней известно немного - она была обычной флорентийкой из так называемого среднего класса. 500 лет назад никто и подумать не мог, что она станет одной из самых знаменитых женщин в мире. Франческо дель Джокондо, заказавший портрет жены Леонардо да Винчи, так его и не получил в свою собственность: судя по всему, художник работал над ним около трех лет, а потом возил с собой и совершенствовал чуть ли не до самой смерти. 

На самом деле мы не можем быть уверены, что портрет в Лувре - реально портрет Лизы дель Джокондо: мы точно знаем, что Леонардо в принципе его писал (об этом упоминали многие, включая путешественника Америго Веспуччи, в честь которого потом назвали Америку). Но, может быть, то был другой, не дошедший до нас портрет? А тот, что в Лувре, - портрет другой женщины? Или мужчины (была же версия, что Леонардо изобразил на картине самого себя или ­своего ученика Салаи). Если это настоящая Лиза, почему она так смахивает на Иоанна Крестителя - еще одну картину Леонардо, висящую в том же Лувре в нескольких метрах (тут, скорее всего, Салаи точно был натурщиком)? 

Леонардо перед смертью продал картину французскому королю Франциску I, который повесил ее в своей бане. Не потому что не ценил - баня служила для него своего рода кабинетом, где он решал в том числе вопросы государственной важности. Потом она была в Лувре, где ее могла увидеть публика, потом находилась в спальне Наполеона Бонапарта, оттуда отправилась обратно на обозрение ценителей… 

В XIX веке ею восхищались романтики (писатель Теофиль Готье первым заговорил об удивительной и загадочной улыбке Моны Лизы). Об этой улыбке писали психологи, начиная с Фрейда, и философы, считавшие ее то пленительной, то зловещей. Но широкая публика обратила на все это внимание лишь чуть больше ста лет назад, когда картину украли. 

По одной из версий, Леонардо да Винчи мог писать Джоконду с самого себя. Фото: Автопортрет Леонардо да Винчи, 1505 г.

Похищение "Джоконды"

22 августа 1911 года один живописец пришел с утра пораньше в музей, чтобы сделать зарисовку "Мона Лиза в Лувре" - и обнаружил вместо нее пустое место. Самое поразительное, что смотрители несколько часов не обращали внимания на разволновавшегося посетителя: ворчали, что картину, небось, понесли реставрировать. Только в середине дня они осознали, что "Мона Лиза" и впрямь пропала. Тут уж поднялся шум: посетителей начали обыскивать, музей закрыли на неделю и обшарили в нем все уголки, но нашли только раму и стекло от картины. (В дальнейшем провели инвентаризацию, и выяснилось, что охранники Лувра работали хуже некуда: из музея за несколько лет пропало около 300 (!) ценнейших экспонатов.)

Возникали все новые версии: "Джоконду" увезли в Петербург; "Джоконда" - в Южной Америке; "Джоконда" - в Швейцарии; "Джоконду" украл влюбленный в нее сексуальный маньяк. В число подозреваемых попали поэт Гийом Аполлинер и художник Пабло Пикассо (обоим до всемирной славы было еще далеко): один их приятель действительно подворовывал из Лувра произведения искусства. Оба на несколько дней попали в тюрьму. 

Постепенно журналисты пришли к убеждению, что картина погибла, и версии ее исчезновения стали безрадостными. Будто бы "Мону Лизу" погубили сами сотрудники Лувра: то ли в ходе неудачной реставрации, то ли кто-то решил отомстить за увольнение и облил картину кислотой, выдав все за похищение. И только когда "Мону Лизу" окончательно похоронили, ее нашли. 

Итальянец по имени Винченцо Перуджа просто пробрался в музей рано утром, снял "Мону Лизу" со стены и был таков. То ли он заранее спрятался в музее и провел там ночь, то ли его впустил сторож (Перуджа работал в Лувре раньше и сам сделал для картины стеклянный футляр). Единственная заминка случилась, когда он попытался открыть дверь на служебную лестницу: в руке у вора осталась дверная ручка. Злоумышленнику хватило самообладания пожаловаться проходившему служителю: полюбуйтесь-ка, кто-то ручку отломал, ну что за люди. Тот посочувствовал и отпер дверь ключом. На допросах Перуджа рассказал, что до последней минуты сомневался, какую картину взять. У него душа лежала к "Венере и Марсу" Мантеньи, но решающим аргументом в пользу "Джоконды" оказались ее малые размеры: 77 на 57 сантиметров.

Перуджа два с лишним года хранил доску с картиной под своей кроватью. Потом, не зная, что с ней делать, выставил на продажу, обратившись к флорентийскому антиквару. Тот обмер, увидев "Мону Лизу", которую искали по всему миру (Перуджа сам принес ее на экспертизу в галерею Уффици). Картину оставили в музее якобы для дальнейшей экспертизы, а Перуджу тут же выдали полиции. На суде он утверждал, что является патриотом своей страны и просто мечтал, чтобы "Мона Лиза" вернулась на родину. Но картину вскоре вернули во Францию, а вот Перуджу французским властям не выдали: суд (и вся страна) поверили в его ура-патриотизм, его приговорили к смехотворному сроку. Он провел за решеткой несколько месяцев, потом вернулся во Францию, торговал красками и умер от отравления свинцом. 

Фото: wikipedia.org

В тему 

"Дама с горностаем"

Эта, казалось бы, простая картина на самом деле полна скрытых символов. Считается, что на ней изображена Чечилия Галлерани - юная любовница Лодовико Сфорца по прозвищу Мавр, который в тот момент был, по сути, правителем Милана (и покровителем Леонардо). Похоже, он очень любил Чечилию, но жениться по политическим соображениям должен был на другой, тоже очень красивой девушке - пятнадцатилетней Беатриче д’Эсте, дочери герцога Феррары. Даже странно, что об этом соперничестве до сих пор не сняли фильм: там кипели эмоции, Беатриче ревновала мужа к любовнице, с которой тот предпочитал проводить время…

Через несколько месяцев после свадьбы Лодовико и Беатриче (свадьбу организовал Леонардо) любовница, продолжавшая как ни в чем не бывало жить во дворце, родила сына. Лодовико его признал и в дальнейшем относился к Чечилии более чем благосклонно (когда Беатриче умерла при очередных родах в возрасте 22 лет, именно Чечилия утешала его в горе).

Портрет, по одной из версий, был написан во время беременности Чечилии. Широкие складки ее одежды скрывают живот. А горностай был личным геральдическим символом Лодовико Сфорца, у него даже было прозвище Белый горностай - таким образом, этот зверек как бы символически охраняет и благословляет беременность молодой женщины. (Вообще он считался еще и символом чистоты - по бытовавшей в то время легенде, он предпочитал попасть в руки охотников и умереть, чем убегать от них по грязи и запачкать свои белоснежные лапки; таким образом Лодовико якобы хотел намекнуть увидевшим портрет, что не считает беременность Чечилии и вообще свою связь с ней чем-то постыдным.) 

Картина основательно переписывалась то ли самим Леонардо, то ли кем-то еще (недавнее исследование показало, что автор сначала написал женщину вообще без зверька, потом подрисовал его, потом полностью переделал его изображение). Так или иначе, картина является чуть ли не главной достопримечательностью польского города Кракова, где хранится много десятилетий, - некоторые любители искусства специально едут туда, только чтобы ее увидеть.