Я всегда думала, что в приметы верят люди дремучие. Ну как рассыпанная соль может привести к ссоре? Никакой логической связи. А тут прочитала результаты свежих соцопросов: четверть украинцев считают себя суеверными (смотри "В тему"). Задумалась. В целом среди моего окружения нет-нет да проскользнет в быту: "Зеркало разбить – к несчастью", "Через порог здороваться – примета плохая".
Может, в приметах все-таки кроется психологическая прагматика?
Мир менялся, суеверия - нет
Мой отец 30 лет ходит в море. И самое опасное, как он говорит, не шторм с волнами величиной с восьмиэтажный дом – хотя они тоже, – а игнорирование примет. Например, в понедельник никогда нельзя выходить в рейс. Иначе жди беды. А на удачу в первый трал надо обязательно бросить деньги – тогда рыба хорошо ловиться будет.
- А если монетку кинешь, а улова все равно не будет, что тогда? – любопытствую я.
– Значит, рыбы нет, – смеется отец.
Логично. Но зачем тогда верить в приметы, если они не дают никаких гарантий? Клинический психолог Мирослава Власенко объясняет: определенные ритуалы, связанные с "удачей", нужны человеку для психологического контроля ситуаций, которые не всегда зависят от него.
- Суеверия нужны для того, чтобы справляться со страхом неизвестности, – объясняет наша собеседница. - Многие склонны приписывать ответственность за происходящее внешним силам. Например, студент накануне экзамена кладет пятикопеечную монетку в ботинок "на удачу" и, получив хорошую оценку, уверен - все дело в "магическом" ритуале. Такие действия - своего рода самопомощь людям беспокойным, трудно переносящим критические ситуации и нуждающимся в психологическом контроле.
Особенно это касается тех, чья работа связана с опасностью для жизни. Например, самые суеверные профессионалы – врачи и летчики. В их арсенале десятки ритуалов, придающих уверенности в благополучном рабочем дне. Врачи стараются не ронять историю болезни – это к осложнениям. А еще не браться за лечение "своих" - примета плохая. Летчики не кладут фуражку козырьком вниз. Потому что так делают с погибшими товарищами. И не говорят "последний рейс". Лучше – "крайний". Так надежнее.
По словам Мирославы Власенко, склонность верить в приметы зависит от локуса контроля (точки, на которую ориентируется человек, когда что-то происходит в его жизни. – Ред.). А еще от того, насколько плотно родители укрепляли в нас суеверность.
- Приметы пошли из далеких времен, когда в доступе не было информации, чтобы объяснить какие-то события, – продолжает наш эксперт. - Грубо говоря, суеверия возникли из-за недостаточной осведомленности людей, передавались от родителей к детям. В итоге мир менялся, а приметы - нет. Многие не считают себя суеверными, но придерживаются каких-то ритуалов, потому что внушение об их значимости шли из поколения в поколение и настолько глубоко укоренились в подсознании, что не требуют критики для их автоматического исполнения.
Решила спросить у коллег, считают ли они себя суеверными. Ответ был однозначный: нет.
– Ладно, а в зеркало смотритесь, когда возвращаетесь на полпути домой, потому что забыли какую-то вещь? – продолжаю я.
– Бывает, – задумываются коллеги. - Но это просто привычка с детства.
Чувство вины размером с кита
Иногда моя мама звонит и говорит: "Сегодня мне приснился сон – точно к болезни". И если через два дня кто-то из ее окружения испытывает недуг, она рукоплещет: а я как чувствовала! Спрашиваю у нашего эксперта, как работают предрассудки. Мирослава отвечает - никакой магии нет. Скорее всего, речь идет о простом совпадении.
- Происходит событие – приснился "плохой" сон, а затем заболел человек, и мы проследили в этом логическую связь, – продолжает Мирослава Власенко. - Но на самом деле, может, этот заболевший выглядел болезненно в нашу последнюю встречу. Наше подсознание зафиксировало этот момент и переработало в сон. Если бы человек не заболел - психика отпустила бы это и не вспомнила. Проще говоря, если совпадение случается - оно запоминается. Если сон и явь не совпадают - оно забывается.
То есть если суеверия нужны исключительно для психологического спокойствия, то ничего страшного в них нет? – выдыхаю я с облегчением.
По словам Мирославы, все не так просто. Бывают истории, когда предрассудки человека настолько сильны, что мешают ему нормально жить и требуют специализированной помощи.
- Это называется магическое мышление, или невроз судьбы, – объясняет наша собеседница. - Когда человек теряет критичность к миру и начинает жить по законам "пятака под пяткой". Еще Фрейд заметил особый типаж людей, которых преследует неумолимый рок, и они растворяются в беспросветной драме: влюбляются – их бросают, женятся – супруги умирают, дети – идут по скользкой дорожке, дела – в упадке. В общем, "все не как у нормальных людей". Психоаналитики видят в этом не "сглаз", а "невроз судьбы". Это чувство вины размером с кита, которое находится в подсознании и заставляет человека наказывать себя любимого. Это тот случай, когда "к бабке не ходи… а к психотерапевту ходи". В основном только он поможет разобраться, какой поступок привел к ощущению вины, поможет все проработать, и пациент наконец-то перестанет себя наказывать таким изощренным способом.
В ТЕМУ
В марте исследовательская компания Research & Branding Group спросила украинцев, считают ли они себя суеверными. В соцопросе участвовали 1999 человек старше 18 лет в 24 областях Украины.
Выяснилось, что вера в приметы зависит от пола и возраста опрошенных. Суеверных среди женщин практически в два раза больше, чем среди мужчин. Так же чем старше человек, тем выше вероятность, что он верит в приметы.
Пользуются оберегами и талисманами примерно в равной мере украинцы всех поколений.