Недавно коллега рассказала историю о том, как однажды хотела помочь детям-сиротам. Собрала одежду, приехала в интернат. Пока стояла на входе и ждала охранника, к ней вышла девочка-подросток. Она подошла к сумке с вещами и спросила:
- Это нам?
Коллега кивнула. Девочка стала придирчиво перебирать вещи и, наконец, отбросив все, с недовольным видом фыркнула:
- Что, даже Гуччи нет?
Я истории удивилась. Неужели дела в приютах обстоят настолько хорошо? Оказалось, проблем с материальной стороной вопроса давно уже нет. А вот с воспитанием сирот по-прежнему все сложно.
За тебя все решают
- Я учусь в колледже на токаря, - застенчиво делится со мной пятнадцатилетний Вова. Год назад он выпустился из детдома. И, судя по его рассказам, там много хорошего: праздники, подарки, гости. Во всяком случае, Вова не жалуется.
Мы сидим в небольшой комнате Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, куда часто приходят выпускники интернатов.
- Мне учиться не нравится. Я первые три месяца вообще все ломал. Просто хотел быть кем-то другим. Артистом, может. Как Верка Сердючка или Олег Винник. Мне даже сны снились, как я выхожу на большую сцену, а мне все хлопают. - Вова смеется.
- Но всем пацанам в детдоме говорили идти на повара. Или на токаря. Потому что профессия мужская. Выбор был небольшой - с кем интернат договорился, туда и идешь. Может, для других специальностей мы не дотягивали по оценкам. Не знаю. Нам нарисовали средний балл 8, но, мне кажется, у нас не больше 6 или 5, - продолжает мой собеседник.
По словам сотрудников соцслужб, дети в интернате привыкли, что с рождения за них все решают. Потому после выпуска наступает момент ужаса: что делать дальше с внезапно обрушившейся на них свободой?
- Учреждения воспитывают потребителей. Тех, кто приходит и говорит: дайте, вы мне должны, - размышляет психолог Киевского городского центра социальных служб Любовь Лориашвили. - А как по-другому? 18 лет за тебя планировали все базовые действия - что и когда ты ешь, куда пойдешь, чем займешься…
Дома, в семье, ребенку обычно поясняют каждый шаг: сейчас родители пойдут в магазин, купят продукты, из которых сварят суп, а деньги у них есть, потому что они работали. В интернате ничего подобного не происходит.
- Есть и сейчас дети 15 и 16 лет, которые не понимают, как заваривать чай, - подхватывает рассказ своей коллеги Валентина Березина, начальник отдела семейных форм воспитания городской службы по делам детей и семьи. - Они не видели никогда сырое яйцо, потому что им его давали сразу сваренным и без скорлупы. У меня есть коллега из центра. Один из ее воспитанников, ему сейчас около 30 лет, до сих пор звонит иногда и говорит: "Светлана Николаевна, я не знаю, какой хлеб купить, твердый или мягкий".
Я спрашиваю Вову, знает ли он, как выглядят сырые яйца. В ответ тот нехотя улыбается и рассказывает, что в первый день в общежитии не знал, как пожарить картошку. Клал ее по одной дольке на сковородку - думал, так фри делают.
Нет чувства стыда
- Вова, а интернет в детдоме был? - спрашиваю своего юного собеседника.
- Конечно! К нам приезжали певцы братья Борисенко, установили Wi-fi. Скорость очень крутая, фильмы за пару секунд скачивались. Виталий Кличко телефоны дарил, планшеты. Было время, правда, воспитатели забирали их, прятали в кладовку. Но потом мы восстали группой, сказали, что это наше, и они перестали забирать.
- А чего не хватало?
- Не хватало? Поддержки, наверное, - Вова молчит секунду, а потом добавляет: - А еще своей комнаты. Последний год в детдоме мне повезло - я жил один. Надо мной издевался парень в группе, и воспитательницы разрешили мне жить одному. На новогодние каникулы, помню, "ночная" придет, посмотрит на меня - спит. Она уйдет, а я включу телевизор, на флешку фильмов скачаю, конфет наберу, сяду - никто меня не трогал. Мне так понравилось, я бы все отдал, чтобы так жить. Один.
Работники соцслужб говорят, что в интернате сложнее всего подросткам. Шанс попасть в семью у них невысокий - большинство предпочитают усыновлять детей до 10 лет. Думают, что подростки из интерната испорченные. А между тем, в этот трудный период они особенно нуждаются в поддержке старших.
- Наши дети уязвимы перед взрослыми, желающими воспользоваться ими в корыстных целях, - рассказывает Валентина Березина. - Потому что о личных границах с ними никто не говорит. У них нет своих вещей, личного пространства. В комнатах живут по 4-8 человек, иногда и по 15, воспитатели, например, в любой момент могут зайти в душевую, чтобы проверить технику безопасности. Поэтому у детей нет чувства стыда, смущения, они росли в таких условиях, где никто не спрашивал: а можно, я зайду?
- На самом деле наши дети не ищут проституции или разбоя, как думают о них окружающие, - продолжает Любовь Лориашвили. - Да, бывают истории, когда им приходилось выживать и для этого украсть булку. Или когда они занимались сексом друг с другом, но не потому, что этого желали, а потому, что это единственная возможность получить любовь от другого человека.
Стать другом-наставником
- А как решить проблему? Отправить всех детей в семьи? - спрашиваю у работников соцслужб.
Не все так просто. С одной стороны, да. Кроме того, помимо усыновления и опекунства, альтернативой интернатам становятся приемные семьи или детские дома семейного типа (ДДСТ). Один или двое родителей берут на воспитание в первом случае от одного до 4 детей, а во втором - от пяти до 10 детей. Государство дает ДДСТ служебную квартиру и обеспечивает материальные условия.
Но с другой стороны, ведь есть дети, которые не хотят в семью. Например, те, кто пережил сексуальное насилие, неудачный опыт приемной семьи, предательство. И они просто не готовы к новым отношениям. Как им помочь?
Соцработники предлагают желающим пройти программу наставничества и стать другом для любого ребенка из интерната.
- Наставник - это волонтер, который приходит в определенное время, по чуть-чуть, не давит, не говорит - полюби меня, я твой родитель. Он старший друг для ребенка, который готов всегда помочь и поддержать, - рассказывает Любовь Лориашвили.
Таким волонтером может стать любой желающий не младше 18 лет. Постепенно можно вместе выходить за пределы учреждения, посещать мероприятия - дети из интерната не могут самостоятельно покидать эти стены без сопровождения взрослых.
- Можно, например, взять ребенка на работу и показать, как устроен мир взрослых. Часто они этого не знают, - продолжает Валентина Березина. - Или пойти с ним в магазин и предложить самому выбрать продукты. Это базовые вещи, которые у наших детей отсутствуют.
Единственное: нельзя быть другом наполовину. Поэтому если вы согласились стать наставником, надо быть готовым, что это бесплатная работа на всю жизнь. Зато такая помощь, в отличие от новых планшетов и компьютеров, точно будет полезной.
В ТЕМУ
Не нужно жалеть!
У мамы Юли трое родных детей -большой опыт воспитания. Приемную Машу они взяли совсем малышкой: в год и четыре месяца. Думали, раз ребенок мало времени провел в интернате, проблем с адаптацией в семье не будет.
- Когда мы ее забрали, она не умела даже ползать. Так что первые два месяца мы учили ее передвигаться, - показывает мне фотографию маленькой девочки Юля. - Первый год дома дочка не издавала никаких звуков, несмотря на то, что вокруг все болтали. Она присматривалась. Психологи говорили: это последствия травмы, которую получают все дети в детских домах.
Но хуже всего, что Машу постоянно жалеют, и это сильно снижает ее мотивацию делать что-то самостоятельно.
- Бабушка ее на ручках носит, воспитательница в садике лишний раз по голове погладит. Все знают, что она приемная, и все ее жалеют, - сокрушается Юля. - Маша теряет мотивацию учиться, делать что-то сама. Когда девочке исполнилось 3 года, я не разрешила дальше помогать надевать Маше колготки, ей нужно самой осваивать этот навык. Детей-сирот не нужно жалеть, их надо учить самостоятельности!