На выставку «Только для ваших глаз. Ян Флеминг и Джеймс Бонд», развернутую в столичном Военном музее, валом валит народ. Она приурочена к 100-летию со дня рождения классика шпионского сериала.
У входа сразу замечаю актера Дэниела Крейга, сыгравшего бессмертного агента 007 в фильме «Казино «Рояль» и только что закончившего съемки в 22-й картине бондианы «Квант утешения», которая выйдет на экраны в ноябре. Киношный Бонд сидел за столиком и что-то писал.
- Какие у вас впечатления от выставки? - спросил я звезду.
- Столько неожиданного и нового! Думал, что знаю Джеймса Бонда вдоль и поперек, а тут... Посмотрите, что я написал. - Актер протягивает книгу для гостей: «Теперь-то я понял, каков на самом деле мой герой. Очень полезно для работы над ролью!»
«Отец и сын»
Все началось под тропическим солнцем на северном побережье Ямайки. Вот на этой маленькой пишущей машинке «Ремингтон» англичанин Ян Флеминг принялся в 1952 году печатать историю об агенте 007. Причем Ян с еще большим основанием, чем Флобер об Эмме Бовари, мог заявить: «Джеймс - это я».
- Бонд - часть Флеминга, - сказала мне директор департамента по связям с общественностью Военного музея Виктория СМИТ. - Не случайно романист признавался, что все характеры, ситуации и даже имена взяты из реальности. И героя он лепил по своему образу и подобию.
|
Действительно, и тот, и другой - шотландцы, служившие Ее Величеству, причем в одном чине - коммодора. Одинаковые рост, прическа и цвет глаз - серо-голубой.
Оба джентльмена - превосходные спортсмены, предпочитавшие проводить время в престижных клубах, есть на завтрак яичницу, носить рубашку с коротким рукавом и гонять на шикарных лимузинах. Флеминг менял автомобили как перчатки. Еще одним его хобби были путешествия по экзотическим краям. Своего персонажа он отправлял только туда, где сам наслаждался жизнью.
Вот табличка у входа в зал - «Goldeneye» («Золотой глаз»). Это и название одной из картин о Бонде (1995 г.), и кодовое наименование операции британской разведки, в которой участвовал Флеминг. А самое главное - так же называлась вилла на Ямайке, где родился его герой. Поэтому в зале слышен шум прибоя, на стенах - фотографии пляжа с золотым песком и стройными пальмами.
Следующий зал - «Казино «Рояль». Свою первую книгу о Бонде под этим названием Флеминг закончил в 1953 году. А вот и рулетка. Ставлю на черное. Увы, шарик падает в красную ячейку...
А Флемингу рулетка не раз приносила удачу. Как и карты. Он отнюдь не был аскетом. Женщины, казино, дорогие напитки, гольф... По такой же «полной программе» зажил его герой.
Смешно, но сразу же протолкнуть книгу на экран автору не удалось. Прочитав рукопись, старейшина британского кинобизнеса Бетти Бокс заявила, что лучшее для нее место - мусорная корзина.
Сталин отказал автору бондианы
На выставке окунаешься в феерический мир Флеминга. В дневнике писателя, который раньше был недоступен широкой публике, говорится: «На первой моей работе в агентстве «Рейтер» я научился писать быстро и прежде всего точно». Ян неплохо знал русский, и его отправили в командировку в Советский Союз. Через несколько лет он еще раз побывал у нас, на сей раз в качестве корреспондента «Таймс».
И уже тогда он работал на британскую разведку, как поведал мне гид выставки «флеминговед» Майкл СТЮАРТ. Не случайно газета «Правда», экземпляр которой можно увидеть на выставке, назвала Флеминга после его отъезда из Москвы английским шпионом. А вот еще один уникальный документ. Бумага с резолюцией Сталина: отказать Флемингу в интервью. Вождю уже донесли, кем на самом деле был журналист из «Таймс».
Из горячей войны - в «холодную»
Почему, работая в разведке в годы войны, автор бондианы отправил своего героя сражаться не с Германией, а с СССР?
- Он не хотел копаться в истории, а тогда разгорелась конфронтация двух новых супердержав и их союзников, - поясняет Майкл Стюарт.
В зале «Холодная война» - арсенал всевозможного оружия. Даже ядерная бомба, на которой (видимо, для пущей доходчивости) по-русски начертано: «Отдел боеприпасов СССР». Именно эту страсть показали в фильме «Осьминожка» (1983 г.). Тут же «живьем» - знакомые по фильмам чудеса техники. Сигарета, извергающая смертоносное пламя. Ручка, часы и зажигалка с подвохом, не раз выручавшие Бонда. Собственноручный чертеж Флеминга, питавшего слабость к технике, - автомобиль Aston Martin DB5. Эта машина и в воде не тонет, и в огне не горит...
Ну а если серьезно, то меня особенно впечатлила летопись шпионских дел той поры. На одном из мониторов - шифровки, которые посылали с Альбиона в Москву знаменитые советские агенты Филби и Берджесс. Нажимаю кнопку и читаю их донесения (спустя десятилетия их предали гласности).
На другом экране - кадры визита Хрущева в США, его переговоров с президентом Эйзенхауэром. Здесь же прослушиваю пленки, на которых ЦРУ записало приватные разговоры членов советской делегации.
Тут же выставлены и первые книги Флеминга на русском языке. До середины восьмидесятых они, как и фильмы по ним, считались антисоветчиной и в СССР были запрещены.
|
Все его подружки
Агент 007, как известно, без устали побеждает и на любовном фронте, поэтому самый большой зал называется «Женщины Бонда».
- Бесконечные сексуальные сцены в произведениях Флеминга казались в те времена слишком смелыми, - рассказывает Майкл Стюарт. - Но они были одной из основных причин успешной продажи его книг. А у самого писателя не прекращались любовные приключения. Едва познакомившись, он сразу предлагал женщине постель. Если та отказывалась, просто отходил без малейшего смущения.
Нижнее белье и вечерние туалеты, купальники, шляпки, туфли... 60 с лишним красоток всех цветов кожи улыбаются с экранов и фотографий - это все подружки киношного Бонда.
- Но в последних лентах женщины агента 007 стали более эмансипированными. Они больше не ложатся под Бонда сразу и с неописуемым восторгом. Чего стоит Камилла из «Кванта утешения», - сообщает гид, показывая на фотографии украинки Ольги Куриленко, сыгравшей эту роль.
Сама Ольга призналась, что ее бонд-девочка «сильна и нежна, независима и сексуальна, и именно сочетание таких вроде бы противоположных качеств делает ее интересной». А продюсер картины Барбара Брокколи сказала мне, что Камилла «не только бросает вызов Джеймсу, но порой превосходит его».
...Флеминг считал Бонда превосходным персонажем для экрана, однако в своей кинематографической славе понежился лишь на закате жизни. После первого инфаркта в 1961 году классик шпионского романа чувствовал себя все хуже и через три года умер. Ему было 56 лет. А его герой оказался прямо-таки бессмертным и готов открывать нам свои новые тайны.
Лондон.