О соцопросах, манипуляциях и "недалеком" электорате

На этой неделе много шума наделал опрос от КМИСа, который касался ожиданий электората от нового президента.

Фото: открытые источники

Андрей Гаценко. 

На вопрос, что должен сделать следующий глава государства в свои первые 100 дней работы, первым по важности был определен ответ: снизить тарифы на коммунальные услуги. За него проголосовало 39,1%.

Я не буду описывать, какая буря негодования поднялась в социальных сетях на страницах лидеров общественных мнений. Если сделать выжимку из их гневных постов, то вывод такой: народ нынешней власти достался не тот – думает о собственной выгоде, не понимает зоны ответственности президента, не ценит уже сделанное и хочет отката таких необходимых стране реформ.

Между тем, я не поленился и посмотрел, как был составлен опрос, и совсем не удивлен, что именно пункт о тарифах набрал такое количество голосов. Это был единственный ответ на поставленный вопрос, который напрямую касался личного благосостояния граждан. В ответах, которые предложили социологи, не было пунктов "поднять экономику", "увеличить зарплаты и пенсии", "поднять производительность труда", "начать изменения, чтобы Украина перестала быть сырьевой моделью экономики", "войти в список стран Большой двадцатки", "вернуть "заробитчан" в Украину" и много другого, что может отразиться на личном благосостоянии граждан.

Между тем среди вариантов ответов были такие "архиважные" для народа пункты, как "арестовать Виктора Медведчука", "арестовать российские активы", "изменить здание Администрации президента", "распродать имущество ДУСи", "совершить визиты в Вашингтон и Брюссель". Чувствуете уровень манипуляции? Это мне напомнило героиню Фаины Раневской, которая спрашивала девочку, хочет ли она, чтобы ей оторвали голову или поехать на дачу?

Не удивительно, что среди предложенных ответов респонденты выбирали единственный вариант, который касался напрямую их уровня жизни – это и было "снижение тарифов на коммуналку". Если бы там был вариант, например, "повысить зарплаты и пенсии", то, думаю, что выбирали бы в большинстве его. И это не потому, что народ такой плохой достался действующей власти. Это обеспечение базовых потребностей.

В стране, где по данным Госстата, почти половина доходов населения тратится на еду, а на услуги ЖКХ уходит больше, чем на обувь и одежду, другой ответ, наверное, выглядел бы странным. Ведь согласно пирамиде Маслоу, сначала нужно решить базовые потребности индивида – утолить голод, жажду, иметь крышу над головой. Пока на эти потребности уходит львиная доля доходов электората, он не будет думать о более высоких материях. Еще в античные времена понимали это, и именно в Древнем Риме появился лозунг "Хлеба и зрелищ!".

Приблизительно того же хочет и простой украинец. Ему плевать, как изменится здание Администрации президента или с кем первым проведет переговоры новый глава государства. Ему важно, сколько денег после обеспечения базовых потребностей останется в кошельке. И не важно, что это не зона ответственности президента. Только после улучшения собственного уровня жизни среднестатистический избиратель начнет думать о более высоких материях.