Нужно ли обличать зло в другом и как это правильно делать

На эту тему размышляет управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).

Прежде всего стоит разобраться, что является злом. 

Злом или тьмой называется все, что не несет на себе отпечаток любви и вечности. Без отзвука в вечность любые действия и дела становятся бесплодными. Они рано или поздно, как прах, распадутся без бездонной Божьей глубины, которая и делает их причастными к Вечности. 

Мы должны в первую очередь замечать и останавливать проявления зла в своих мыслях, словах, поступках, ориентироваться на Божественные заповеди и христианские ценности, на Божью любовь к нам. Если мы видим зло в действиях ближнего, его нужно останавливать, но делать это исключительно с позиции любви, желая освободить другого от плена греха и тьмы, спасти его от зла, которое ведет к неминуемой гибели. 

Христос велел нам поступать так: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф:15-17).  

Это невероятно сложное и деликатное дело. 

Под обличением подразумеваются не упреки человеку, не унижение его, а желание оказать помощь, высветить темноту, в которой он находится, пролить свет на тьму, погрузить нашего брата в свет, чтобы он сам прозрел. 

Но для того чтобы излучать свет, нужно им обладать самим. А в нас его нет. Без Божьего света все в нас является тьмой. Только Христос есть источник света жизни и света любви. И мы можем изливать на ближнего только этот Его свет - Божественный и вечный. Все, что мы говорим и делаем от себя, светом и добром не является. Мы не можем быть хорошими без Христа. 

Христианский писатель К. Льюис говорил, что желание "быть хорошим без Христа" зиждется на двух ошибках. Во-первых, это не под силу человеку, во-вторых, это не цель нашей жизни. 

"Нельзя взобраться самому на высокую гору праведности, но, если бы мы и взобрались, мы бы погибли во льдах и разреженном воздухе. Начиная с определенной высоты не помогут ни ноги, ни топорик, ни веревка. Нужны крылья. Дальше придется лететь". 

Свет Христов - наши крылья. И только окрыленные Им могут нести свет в души других людей, могут обличать зло от переизбытка любви, радости и добра.