Николая Пржевальского по праву называют великим путешественником, ученым-исследователем. Первый европеец, рискнувший отправиться в труднодоступную Центральную Азию. За 9 лет экспедиций прошел более 30 тысяч километров. От дальневосточной тайги через монгольские степи, диковинные ландшафты Китая, пустыни Гоби и Такла-Макан, горные кручи Тибета до окрестностей священной столицы буддистских далай-лам Лхасы. И не просто прошел, а нанес эти места на карты, стирая белые пятна в географии.
Круг его научных интересов был огромен - географ, археолог, ботаник, зоолог, картограф, климатолог, орнитолог, этнограф. Его именем названы хребет в Тибете, горы в Приморье, ледник на Алтае, скалы, пещера, дикая лошадь (та самая!) и еще ряд животных и растений.
Он и умер в экспедиции. В 49 лет. От брюшного тифа. Похоронен на берегу озера Иссык-Куль. На могиле памятник с короткой надписью "Путешественник Н. М. Пржевальский". Так он завещал.
Но остается одна загадка. Согласитесь, за открытие дикой лошади и даже горного хребта не присваивают воинское звание генерал-майора. А Пржевальский стал им в 47 лет! Хотя в больших сражениях не участвовал. Так кем же был на самом деле Пржевальский?
Военный разведчик
Он родился в 1839 году в смоленской деревне. Окончив гимназию, определился унтер-офицером в пехотный полк. После пяти лет службы поступил в Академию Генерального штаба. Специализировался на географии. За курсовую работу "Военно-статистическое обозрение Приамурского края" Пржевальского избирают в действительные члены Императорского Русского географического общества. В 25 лет!
Первая командировка молодого лейтенанта была на Дальний Восток изучать флору и фауну Уссурийского края. Труднопроходимые места, частые ночевки прямо в снегу. Нападения китайских разбойников... За два года первопроходец собрал 300 видов растений, изготовил более 300 чучел птиц, сделал ряд открытий. Написал книгу "Путешествие в Уссурийском крае".
Но главная, секретная цель экспедиции была другая - составить для Генштаба карты новых владений Российской империи. Особое внимание лейтенант обращал на стратегическое значение региона, предлагал места и варианты строительства военных укреплений. И стал капитаном.
А затем пошли знаменитые экспедиции Пржевальского в Центральную Азию. Один загадочный Тибет чего стоил! Тибетские путешествия и сделали Николая Михайловича выдающимся мировым географом. Впрочем, шел он туда не за научными лаврами. Началась борьба России и Великобритании за влияние в важном геополитическом регионе, которую поэт-разведчик Киплинг назвал Большой игрой. Пржевальский стал серьезным участником той Игры.
Отец "отца народов"
Служба в разведке сказалась на личной жизни Николая Михайловича. Красавец офицер так и не обзавелся семьей. Родственникам, переживавшим по этому поводу, объяснял: профессия не позволяет.
Впрочем, именно с женщиной связана самая громкая легенда о Пржевальском. Дескать, в перерыве между экспедициями отдыхал он в Гори у знакомого грузинского князя Маминошвили. Познакомился с его родственницей Екатериной, неудачно вышедшей замуж за пьяницу сапожника. Вспыхнул роман. Родился младенец Иосиф. Которому путешественник до самой смерти пересылал деньги на воспитание. Иосиф вырос и стал... Сталиным. Рождению легенды способствовало некоторое портретное сходство генералиссимуса и генерал-майора в военной форме.
Я слышал эту байку еще в СССР, но воспринимал всегда как курьез. Но, готовя этот материал к юбилею Пржевальского, обнаружил в сети любопытный видеоролик. На узкой вечеринке во Владивостоке в 2001 году удивительные вещи рассказывал друзьям Андрей Капица. Сын нобелевского лауреата по физике Петра Капицы, младший брат ведущего телепрограммы "Очевидное - невероятное" Сергея Капицы.
По словам Капицы, Пржевальский был в Гори вместе с его предком.
"...Я нахожу письмо Пржевальского моему прадеду, где написано, "если произойдут известные тебе события в Гори, то ты должен будешь помогать ему до конца своей жизни, потому что у меня уже средств не будет". Было понятно, что мой прадед Иероним Иванович Стебницкий (1832 - 1897) должен был помогать незаконнорожденному сыну Пржевальского. И действительно, по сведениям 1896 года, он помогает матери Иосифа Виссарионовича деньгами. Уход Сталина из семинарии совпадает год в год со смертью моего прадеда, потому что денег он больше не имел. Через много-много лет я докапываюсь до этой истории, что, оказывается, наша семья все детство и юность Сталина помогала ему деньгами после смерти Пржевальского. И Сталин знал на 100%, что он - сын Пржевальского, и что Стебницкий помогал ему деньгами. Именно поэтому он и защищал моего отца, родственника Стебницкого. Когда мы с отцом обсуждали этот вопрос, он сказал: "Ты только после моей смерти это опубликуешь".
Я проверил, на самом деле был у Капицы такой предок. Генерал Стебницкий, начальник Военно-топографического отдела Генштаба. С Пржевальским пересекался и по делам разведки, и по РГО. И Петр Капица действительно не попал под каток репрессий, хотя тучи над ним не раз сгущались. "Отец народов" прикрывал?
Премия за фильм
После второго инфаркта Андрей Капица попал в больницу, где лежал режиссер фильма "Пржевальский" Сергей Юткевич. Услышав от ученого семейную историю, тот воскликнул: "Одну вещь тебе скажу! Только пока я не умру, ты никому не расскажешь. Меня вызвал Маленков: "Вы должны сделать фильм о Пржевальском". Часть съемок планировалась в Китае. Юткевич с группой около 100 человек прилетел в Пекин. Проходит день, пять, двадцать, работать им не дают. В прессе начинается травля съемочной группы, дескать, Пржевальский повлиял на разрыв политических отношений между Китаем и царской Россией.
Юткевич обратился к послу Юдину. Тот доложил о ситуации прямо Сталину. И через день все меняется. Сталин, видимо, позвонил Мао! Юткевичу предоставили целый китайский полк, самолеты, его доставляют во все места, куда он указывает...
Готовый фильм Маленков с Юткевичем смотрели в кинозале Кремля. Когда он закончился, сзади раздался знакомый голос Сталина: "Я так и думал, что вы сделаете хороший фильм. У вас только две ошибки. Вы не показали, что Пржевальский открыл место будущего города Владивосток. Это было большое его достижение! И вторая ошибка: вы не показали природу Приморья и природу Дальнего Востока". Через два дня режиссер вылетел в Приморье, снял природу, достал старую кинохронику строительства Владивостока. И Юткевичу за картину досрочно дали Сталинскую премию.
Вот такая легенда семьи нобелевского лауреата Петра Капицы, частично подтвержденная режиссером. Андрей Капица умер в 2011 году. На той видеозаписи он утверждал, что написал статью о Пржевальском и Сталине, но держит в столе. Однако после его смерти она так и не была обнародована.
|
Проверка слуха
Ответ есть в записках
Судя по метрической книге, Иосиф Джугашвили появился на свет 6 декабря (18 по новому стилю. - Ред.) 1878 года. Значит, встреча путешественника и бедной грузинки должна была случиться в начале 1878 года. Где же был в ту пору разведчик Генштаба?
Раскрываем его книгу "От Кульджи за Тянь-Шань и на Лобнор". 12 августа 1876 года началась вторая экспедиция Пржевальского в Центральную Азию. В феврале 1877-го он добрался до озера Лобнор, где провел два месяца. В планах было пройти в столицу Тибета Лхасу. Но помешали обострение отношений между Китаем и Россией и его недуг.
"По выходе из Кульджи я заболел вздорною, но нестерпимою болезнью: у меня сильный зуд. Мы мазали табаком и дегтем - не помогает", - писал он. Промучившись несколько месяцев, Пржевальский решил вернуться в пограничный пост Зайсан.
"31 марта 1878 г. (12 апреля по н. с.) перешли в Зайсанский пост с тем, чтобы отсюда ехать в Петербург. Сегодня исполнилось мне 39 лет, и этот день ознаменовался для меня окончанием экспедиции, далеко не столь триумфальным, как мое прошлое путешествие по Монголии. Теперь дело сделано лишь наполовину: Лобнор исследован, но Тибет остается еще нетронутым".
Лишь в двадцатых числах мая 1878 года Пржевальский прибыл в Петербург. А оттуда, по совету врачей, в имение Отрадное - поправлять здоровье. Так что в Гори в тот год он не был, и к родившемуся в декабре Сталину отношения не имел. Впрочем, с 1922 года Сталин указывал новую дату рождения - 21 декабря 1879 года. Но и в этом случае, судя по следующей книге Пржевальского о тибетском путешествии, он не мог наведаться в Гори. Так что история смахивает на красивую легенду.