Он – лидер парламентской фракции Сергей Леонидович Карасюк из "Слуги народа", Алексей Гохман из "Сувенира из Одессы", Леон из "Ментовских войн. Киев", Волков из сериала "Звонарь", который стартовал на канале "2+2"… Все это об одном и том же человеке – Алексее Смолке.
- Алексей, каким мы вас увидим в "Звонаре"?
- Как говорится, здесь я уже дорос. В самом первом своем фильме играл студента на практике в ментовке, а в "Звонаре" я уже начальник. Мой герой - Волков, но молодежь зовет меня Волк. И я как бы пытаюсь эту молодежь разрулить, потому что они, мягко выражаясь, "раззвиздяи". Поэтому мне приходится иногда криком, иногда хамством, иногда шуточками ставить их на место, чтобы они занимались расследованиями.
- А вы герой положительный или отрицательный?
- Фифти-фифти. А как должен вести себя человек на должности, где у него куча подчиненных?! Чтобы машина работала, должен один сидеть за рулем. Я часто играл либо отрицательных персонажей, либо "раззвиздяев", как мой Леня Майстренко в "Ментовских войнах". А тут - шанс сыграть правильного человека, следующего букве закона, такого - как ледоход, который прет и прет.
- Что касается сериала "Ментовские войны. Киев"… Говорят, вам эта роль очень нравилась. Почему?
- Мне попалась шикарная роль оперативника Лени Майстренко по кличке Леон. Было интересно попробовать новый образ. На самом деле, будем честны, у нас, актеров, не так много работы. Мы же не в Голливуде, где по дому разбросаны 20-30 сценариев, и я выбираю. У нас такого нет. От некоторых ролей отказываюсь, бывает, либо финансово не сходимся, либо роль не интересная.
- Кстати, ваш Леон – немного пьющий. Вы сами любите посидеть с рюмочкой?
- А почему нет? Я люблю выпить, но никогда не напиваюсь, потому что ненавижу состояние, когда сам себя не контролирую. Выпить культурно с друзьями - это прелестно. Я сейчас ничего не пропагандирую, друзья, но даже если посмотреть любой фильм, любую книгу почитать, там люди тоже выпивают. Правда, уже возраст не тот, печень и поджелудочная говорят: "Хватит, Леша".
|
Играть героя-любовника не интересно
- В вашей фильмографии больше 90 кинопроектов. Есть любимый персонаж?
- Вообще-то фильмов уже 100. Я каждого персонажа люблю, особенно отрицательного, когда он получился. Ты же своего героя создаешь из деталей, смотришь сначала на судьбу человека, написанного в сценарии, потом на поступки, пытаешься оправдать их, сочиняешь еще и жизнь, которая не написана.
Я и Карасюка своего люблю, особенно во втором сезоне, с его идиотизмом и стремлением к власти. Но ведь его-то понять можно, он же держится за власть, а это – работа, деньги нужны на жену, любовницу…
В "Смерше-3" у меня была крутая роль. Я сыграл майора НКВД Виктора Розгина – тварь редкая. Но это было очень интересно. И Леню Майстренко я очень люблю. А его фразу "Їдять мене мухи. Шо проісходить?" люди и вовсе взяли в свой жизненный обиход.
- Почему актеры всегда больше любят негативных персонажей?
- Они показывают твое актерское мастерство. Зачем мы пошли в эту профессию? Быть знаменитыми? Ну, возможно. Но ведь, по правде, больше для саморазвития. И когда ты играешь отрицательную роль, чтобы не выглядеть сказочным злодеем, тебе надо продумать все до мелочей. А как играть главного положительного героя, если он не такой, как Леня - алкоголик, весельчак?! Героя-любовника? А что там играть? Сижу, общаюсь, бровки домиком и так томно: "Дорогая, ты знаешь, нам надо расстаться". Скучно!
- Многие люди считают, что если актеру настолько хорошо удается играть отрицательного персонажа на экране, то и в жизни он очень-очень плохой человек.
- Когда-то мы снимали фильм "Соседи по разводу", я в гриме вышел купить водички и сигарет. Стою в очереди рассчитываться, как вдруг бабушка ко мне: "Яка гарна скотиняка". Я сразу не понял. Оборачиваюсь, а она мне: "Ой, ви так мені подобаєтесь, така ж гніда! Молодець". Такое бывает. Люди верят тому, что видят на экране. Это удивительно. Сейчас играю в спектакле "Мужчина для интима" троих разных людей, и, знаете, все они имеют право на сострадание.
- А тот же Карасюк? Не принимали ли вас за реального политического деятеля?
- Вы будете смеяться… Подходили, предлагали куда-то там войти. Но я - аполитичный человек.
- Вы сами не запутываетесь, какой вы на самом деле?
- Нет, я очень простой. Когда-то я играл в КВН и подхватил звездную болезнь, но жизнь меня осадила. Потом еще чуть-чуть зазвездился на первых курсах в театральном, но Николай Николаевич Рушковский, царство небесное, хорошенько дал по заднице, и - все. Он умел моральных трюнделей выдавать. Сейчас у меня к звездности иммунитет, я обычный человек, который выполняет свою работу.
- А что помогло осадить?
- Был у меня с другом разговор, что я "берега попутал". Я и сам понимал, что действительно взорвался. Посмотрел на себя, и мне стало противно. Знаете старое выражение? Первый курс – "народный артист", второй – "заслуженный", третий – "просто артист", четвертый – "кто я, Господи?".
Успел поработать в школе
- Вы по образованию учитель изобразительного искусства. Красиво рисуете?
- Это мое первое высшее образование. Вообще мама меня уговаривала, чтобы я поступил на физика и трудовика в педагогический.
- Было хорошо с физикой?
- Нет, мама не хотела, чтобы я пошел в армию. Хотя я хотел. Завалил экзамены, потом работал лаборантом по биологии год в своей же школе, биологию хорошо знал. Но затем пообщался с некоторыми друзьями, которые вернулись после армии, и сам решил пойти в институт. В те времена другая армия была, и дедовщину там еще никто не искоренял. И я выбирал то, что умею, а рисовать я умел. Просто с первого курса начал играть в КВН, а эта игра засасывает, и я больше играл в КВН, чем учился.
- Никогда не хотелось поучить детей?
- Я учил, у нас же практика была. Преподавал. У меня были 1-3-й классы.
- Справлялись?
- Было сложно. Во-первых, у детей другая психология. Даю задание нарисовать: желтая линия – песок, синяя линия – море, белая - небо, желтый кружочек – солнце, и - кораблик. Проходит 30 минут урока, подхожу к Ванечке, спрашиваю, почему он не нарисовал кораблик. А он мне: "Так у меня есть кораблик. Это - Титаник, он утонул". 6 лет ребенку!
Преподавал и актерское мастерство, сейчас просто времени не хватает. Может быть, когда-нибудь. Есть планы, но о планах лучше не рассказывать, потому что могут не сбыться, можно накаркать.
- Вы суеверный?
- Да, возможно.
|
Москву не полюбил
- Еще одна очень удивительная история в вашей биографии – актер из Чернигова уехал играть в Красноярский драматический театр, затем вы какое-то время жили в Москве, снова возвращались в Красноярск. Что это был за период?
- К нам из Красноярска приезжали "сваты", и нас просто сосватали (смеется). Пригласили тогда Сережу Сафрончика, меня и, по-моему, Диму Суржикова, но он отказался. Мы полетели, посмотрели, пожили 3-4 дня, и нам понравилось. Там у меня было около восьми ролей в театре. Это была интересная работа, мы с большими мэтрами работали. Не знаю, была бы у нас подобная возможность в Киеве. Работали с Геннадием Тростянецким, режиссером спектакля "У войны не женское лицо", которого изучают в театральном институте по истории театра. Он с нами ставил "Веселого солдата", легендарный был спектакль. С Борисом Евсеевичем Уваровым, который был худруком театра "Лицедеи". Уваров - это человек, который комедию сделает из чего угодно. Дай ему трагедию про смерть, он сделает все равно очень смешно. За два года я там многому научился.
- А потом у вас выросли крылья и решили покорять Москву?
- Не хочу вдаваться в подробности, обсуждать сплетни, просто поменялось руководство, нас это не устроило, и мы с Сережей Сафрончиком поехали в Москву. Пробовались, но потом я понял, что в Москве не дадут поиграть главные роли.
- Вы хотели сниматься в кино?
- У нас была мысль сниматься в кино и искать работы в театрах. Я очень хотел поступить на кинорежиссуру. Цена вопроса - 10 тысяч долларов. А на тот момент это были просто сумасшедшие деньги, их невозможно было достать. Но, скажу честно, Москву я не полюбил. Бывает, что город не твой.
- Чем зарабатывали на жизнь?
- Работал в шоу-бизнесе, ведущим вечеринок в ночных клубах, арт-директором, это моя темная сторона, темная личность (смеется). В Красноярске это был "Колорадский папа" - самый крутой ночной клуб за Уралом. Я был лицом этого заведения. Потом ездил в Москву учить других, как открывать клубы, и вел разные шоу-программы.
- И люди шли уже только потому, что в клубе были вы?
- Я рисовал усики, надевал шляпу, был всегда в костюме и представлял, что я - колорадский папа. Это некий собирательный образ, никто не знает, что это за папа. Я создал свой образ, когда еще не было такой фразы, как стендап, я просто 20 минут общался со зрителями - здоровался, подкалывал, подшучивал своими заготовочками, но очень часто с импровизациями, вел конкурсы.
- То есть это была развлекалочка?
- Развлекалочка. Но я и чуть-чуть хамил. Тогда только появился "Камеди клаб", а мне нравился такой юмор.
- Воспринимали нормально?
- У нас в клубе было очень много охраны. Пару раз пытались что-то там повыступать на подпитии, но я умею ходить по лезвию ножа и знаю меру. Когда ты явно хамишь, оскорбляешь человека – это одно, а когда это подколочки – это как в Одессе. Просто пройдитесь и посмотрите.
- Бывают слишком серьезные люди.
- У нас на одном из праздников даже губернатор Красноярского края сидел.
- И вы над ним шутили?
- Ну, не только над ним. Сейчас он, кстати, вице-премьер. Наверное, поэтому мне и легко играть Карасюка, потому что насмотрелся.
Сидел в 5 утра на кухне и плакал
- Почему все-таки вы из Москвы уехали?
- Я работал в шоу-бизнесе, в театре не получилось. И тогда мне не понравилось одно - когда ты выкладываешься, доказываешь, что ты нужный человек, в Москве всем на это наплевать. В Москве есть одна фраза – без лоха и жизнь плоха. Даже если тебя будет любить твой начальник, даже если будет говорить, что ты бомба-человек, он-то знает, что там еще ходит 20 миллионов таких, как ты, и что бы ты для него ни сделал, ему плевать на тебя, это закон. Я не знаю, как сейчас, но тогда, в 2005-2006-м, в Москве так было. Волчья жизнь. Я не хотел так жить. Красноярск, наоборот, теплый город, такой же, как и Киев, есть там среди людей внутренняя душевность. И я плюнул и уехал в Красноярск.
- Что стало последней каплей?
- Меня кинул один мой знакомый с квартирой.
- Не было, где жить?
- Да. Плюс мой работодатель не захотел мне с этим помочь, хотя я полностью на себе держал заведение. Возможно, это и к счастью, потому что я вернулся в Красноярск, играл в антрепризе, занимался клубами.
А потом – 33, святой для мужчины возраст. На свой день рождения я очень сильно выпил, помню - 5 утра, сижу дома на кухне и плачу. Может, чуть алкоголь подыграл, плюс мы, актеры, очень чувствительные люди. И я решил – все, надо валить.
- Вы плакали один или кому-то в жилетку?
- Один. Я думал, что просто прожигаю жизнь. И я действительно прожигал жизнь, я зарабатывал хорошие деньги, но ничего не откладывал.
- Все, что заработали, попросту прогуляли?
- Да, ездил отдыхать, что-то покупал, угощал многих людей. Но сколько можно одно и то же? Да, карусель такая яркая, красивая, но все равно по кругу. Я сам себя спросил: а чего ты достиг как актер?
- В Киев вы возвращались в пустоту?
- Тут была надежда. Но я еще ездил какое-то время. Заработал в Красноярске денег, пожил 3 месяца в Киеве без работы, потом опять поехал на какие-то праздники подработать, возвращался, сидел без денег, ждал. Спасибо друзьям, спасибо, царство ему небесное, Коле Макушенко, который меня приютил, помог. Мы жили вместе на "Золотых воротах", снимали квартиру.
Скажу честно, я в массовке снимался только ради того, чтобы передать свои фотографии кастинг-директору. Нельзя сидеть дома на попе и гадать: "А почему меня не снимают?" У меня до 2009 года было 6 или 7 фильмов, а с 2009, за 10 лет, я наработал больше 90. Да, где-то это эпизод, где-то – небольшая роль, но есть роли и большие. А под лежачий камень вода не течет.
- Как жили в то время, когда приходилось вот так пробиваться?
- Мне повезло. Сначала начал сниматься в рекламе, потом меня пригласили в сериал "Колдовская любовь-2", затем утвердили на "Веское основание для убийства". Так по чуть-чуть и пошло.
- Вы упомянули, что многим помогали, когда у вас были деньги. А вам много помогали в жизни?
- Очень много. Система бумеранга, конечно, работает.
Жить надо на съемных квартирах
- Сейчас в Чернигов ездите, кто у вас там из родных живет?
- Сестра моя родная живет и два крестника - мой родной племянник и я крестил сына у своего друга Сергея. Ну и друзей много. Команда КВН - это как семья.
- А где ваш дом – в Чернигове или в Киеве?
- Когда жил в Чернигове, обожал Чернигов. Сейчас больше люблю Киев. Чернигов для меня поменялся, поменялись люди, многие разъехались, многие друзья детства умерли, кого-то наркотики сгубили, кого-то алкоголизм, бандитизм… Это же были 90-е, что говорить-то! Это уже не тот Чернигов, который я знал. А Киев мне, наверное, ближе, потому что актерская среда своя, все же друзья. Да, с некоторыми не очень хорошо получается общаться, но в большинстве случаев все хорошо.
- Еще, мне кажется, твой дом там, где живет мама. Ваша где живет?
- Моя мама живет на Сицилии уже 19 лет. Ну, квартира наша в Чернигове осталась, это тоже дом. Для меня дом - это не 4 стены. Меня постоянно спрашивают, почему я не покупаю квартиру в Киеве. Я могу купить, но меня в ней похоронят. А я хочу мир посмотреть. Можно копить на квартиру, а смысл? Мир надо смотреть, надо ездить, удивляться, двигаться, жить.
- А квартира привязывает?
- Да, я заметил по некоторым людям, особенно, когда они покупают таунхаус или дом. Это же потом – ремонт, вечные достройки… И - хоп, не заметил, как 20 лет прошло. А ты уже седой и с пузиком. Пока нет семьи, ну, почти нет, про семью я точно не буду говорить в интервью, это под грифом "секретно", но пока нет детей - живите в съемных квартирах и не выдумывайте ничего. Или купите себе смарт на 20 метров, чтобы было где бросить вещи и уехать. Вообще у человека должно быть два чемодана вещей, чтобы можно было легко взять их и сорваться. Поэтому старайтесь каждый год избавляться от ненужных вещей. У меня, правда, три чемодана, я еще не достиг дзэна, но стараюсь. Не стоит привязываться к материальному миру.
|
В тему
Разговоры о жене - табу
- Первое, что о вас выдают запросы в Гугле – жена. Я начала искать, и, оказывается, вы ни разу так и не дошли до загса?
- Я не знал, честно. Но не буду это обсуждать.
- Это такое табу или вас настолько достали этим вопросом?
- Чуть-чуть достали. Я не хочу открывать свои закрома. Это так называемая внутренняя интеллигенция - не хочу говорить что-либо о человеке, если этот человек не сидит рядом. Зачем? Приходите на спектакль "О чем молчат мужчины", там чуть больше узнаете о моей семейной жизни.
- Еще говорят, что вы прекрасно готовите. Что вам дает кулинария?
- Первое, что дает, лишний вес (смеется). У меня отец был поваром, наверное, на генетическом уровне передалось. Я готовил с 6 лет. Первый торт я сжег, второй получился сразу. В Красноярске я познакомился с китайской и японской кухней, там были великолепное повара. Я наблюдал, практиковался.
Я же в 50-ку "МастерШеф" прошел, но из-за съемок "Поддубного" пришлось отказаться. А я хотел, мне Эктор вручил белый фартук. Там было круто.
- Готовите для друзей или и для себя тоже?
- Больше люблю для кого-то готовить. Например, недавно готовил друзьям венгерский гуляш. Сам хожу по ресторанам, чтобы узнать новый вкус, может, что-то интересное попробовать и начать это готовить.
- Это расслабляет, приносит удовольствие?
- Это удовольствие. Самое большое удовольствие, когда мои друзья, знакомые, близкие едят, и на их лицах появляется улыбка. Ты сразу видишь реакцию. В кино мы такой реакции не видим. Это в театре проще – вам либо аплодируют, либо не аплодируют. А в кино сиди и мучайся, пока какой-нибудь малолетний засранец не напишет под видео: "Как ты мог с ней так поступить!". Он ведь тоже не различает персонажей и актеров. Наверное, живой реакции мне немного не хватает.
|