23 марта во Дворце "Украина" пройдет торжественная 23-я церемония вручения премии "Человек года". А специальная премия "Кумир украинцев" от газеты "КП" в Украине" будет вручена композитору, народному артисту Украины, профессору, ректору Киевского института музыки им. Глиэра Александру Злотнику.
- Приглашение на церемонию я получил по почте. Честно говоря, обрадовался, но и удивился слегка. Поскольку есть масса других не менее талантливых людей. Но если читатель и зритель выбрал, значит есть за что, - улыбается Александр Злотник.
Мечтал стать моряком
|
- Вы в детстве мечтали оставить творческий отпечаток в истории?
- Никогда о таком не думал. В детстве я мечтал стать моряком, иметь дом на берегу реки, чтобы в любое время выйти и ловить рыбу. Родители же видели, что растет талантливый сын-музыкант. Но дети редко сами понимают важность каких-то занятий. Помню, мама кричала: "Бездельник, что ты все рыбачишь, иди музыкой заниматься" (смеется). Но родители поняли, как приучить меня к музыке. Уходя на работу или по делам, они оставляли проигрыватель и пластинки с песнями Оффенбаха или Дунаевского. Я ставил их и слушал на протяжении 5-6 часов. После залазил на кровать, прыгал и пытался напевать уже свои мелодии. У меня и по сей день такая привычка - постоянно что-то напевать, мурлыкать, пока ем, одеваюсь или куда-то иду.
- Дети пошли по вашим стопам?
- Все в разных сферах. Но, слава богу, младшая София пошла в музыку, у меня на первом курсе учится. Старшая дочь - филолог. Окончила университет Шевченко, уже кандидат филологических наук и преподает там и у нас. А сын пошел в искусство. У него сейчас выставка в Петербурге "Фрида Кало". Но есть и хобби - клубная музыка. У него своя музыкальная тусовка под названием "Музло". Зло - Злотник, муз - музыка (смеется). Как он говорит, это расслабляет, кстати, как и рыбалка. Сейчас получает 3-е образование в нашем театральном на заочном, факультет экономический, там на продюсеров учат. Он даже в детстве "ходил" на скрипочку: "Папа музыкант - и я буду". Учителя хвалили, но проучился 3 или 4 месяца - и на этом все, не захотел. Я не заставлял. Музыку из-под палки любить нельзя. Если, конечно, родители видят, что ребенок действительно талантлив, то нужно искать подход.
- Что вам дает звание народного? И нужны ли они вообще?
- Звания необходимы. Начиная с того, что это подтверждает качество твоего труда. И в конце концов это прибавка к пенсии, где-то процентов 40 к моей ставке ректора. Деньги не большие, но помогают. Хотя я человек не бедный. Помню свой самый большой гонорар за одну песню - больше 10 тысяч долларов. А за концерт обычно получаю около 5-7 тысяч долларов.
- В прошлом году вы праздновали свой 70-летний юбилей. Как все прошло?
- Я думал, что полностью распланировал свой день рождения. 14 ноября отыграю на сцене Дворца "Украины", а 15-го поеду домой к семье. Но второй день тоже провел на сцене и закончил только к половине девятого вечера. Такова работа и моя жизнь. Но в душе я всегда рад новым концертам, даже если они в такие праздники. Наверное, я слишком большой фанатик своего дела.
Болел за FREEDOM
- Нравится ли вам современная музыка?
- Раньше без базиса было никуда. Ноты и мелодия - это основа. А сейчас настолько все упрощено! Раньше, например, было обязательным писать клавир (переложение партитуры для одного фортепиано), отдавать его в художественный совет и аранжировщику. После пришло время, когда достаточно давать всего лишь пару строк с гармонией. Теперь уже и это не берут, поскольку не все аранжировщики знают ноты: "Вы сыграйте или напойте, а мы уже сделаем аранжировку".
Вот так, время движется. Только затрудняюсь ответить, вперед или назад по культуре образования. Ведь и я когда-то был модным исполнителем. Весь художественный совет говорил: "Что это такое, что это за "ганьба", что это за музыка". Тогда в тренде были многие великие музыканты: Белаш и его "Два кольори", Майборода и "Рушник", Штогаренко. А я начинал там выпендриваться. Но молодые редакторы, которым нравилось то, что я делаю, отстаивали меня. И некоторые песни все-таки проходили советы. Это я о том, что важно уметь чувствовать время. Все меняется, движется. И у молодежи должна быть своя музыка. Не надо говорить, что это глупости, и все запрещать.
- Смотрели ли вы нацотбор на "Евровидение"?
- Да. И я категорически против того, что там произошло. MARUV, безусловно, очень талантлива и действительно могла стать победительницей. Да, неоднозначная хореография, да, эротично, да, это не похоже на традиционную украинскую песню, но это же присуще нашему времени. Это нормально. И у такого жанра есть свой зритель. Хотя сам болел за FREEDOM - ярко, красиво и профессионально. KAZKA тоже хороша, но только в записи. Исполнение, к сожалению, не чистое.
Популярная музыка - это мода, и противоречить ей довольно глупо. Есть классика, и ее никто не отменял, но что-то новое тоже хорошо. Конечно, есть попса, где два притопа, три прихлопа: текст, поэзия - совершенно ни к чему, и пару слов в припеве. Я не говорю, что это плохо, просто музыка для ног. А по-настоящему песня - это маленькое музыкальное драматическое произведение. С сюжетом, образом и кульминацией. Вот, кстати, в рэпе очень большой смысловой акцент на слова, на текст. Это мне нравится. Хоть в этом жанре мысль человека проявляется. Пусть иногда примитивная мелодическая основа. Хотя у американского рэпера EMINEMA все в порядке и с тем и с другим. Но никто же при этом не мешает нам слушать его и старого доброго Элтона Джона.
|
Вопрос ребром
- Можете назвать свои самые лучшие песни?
- Мне кажется, все мои работы удачные (смеется). Но если выносить 5 лучших работ, то на первое место поставлю "Маки червоні", на второе "Гай, зелений гай", третье - "Батько і мати", на четвертое - "Музика рідного дому". На пятом - "Родина". И, безусловно, мюзикл "Экватор". Это работы, которыми я горжусь, но и остальными также.
Конечно же, я продолжаю свою работу и даже сейчас пишу текст на следующий концерт. Иногда пытаюсь писать песни в стол, для себя. Но плохих текстов не могу себе позволить. Хотя был случай однажды, мне очень мало платили за музыку в кино. И тогда я подумал: раз так, то лежа в постели и поработаю. Взял партитуру и прямо в кровати начал писать музыку для оркестра. И что вы думаете, все прекрасно получилось. Даже премией наградили за музыкальное оформление. Загадка для меня.
Было дело
На гастролях менял кубинские сигареты на "Мальборо"
- Первый фильм обо мне и первую кассету с моими песнями сделала украинская диаспора в Канаде. Первый мой сольный авторский концерт был в Торонто. Конечно же, гастроли - это всегда запоминающееся, особенно вместе с трио Маренич в Америке или Канаде. Тем более поехать в 1989-м из Советского Союза в Америку - это как на другую планету попасть. Я помню, мы с моим товарищем взяли кубинские сигареты "Лигерос", которые дома стоили 11-14 копеек пачка. И вдруг бармен в одном из американских баров видит эти сигареты и тут же говорит: "Я вам три пачки Marlboro, а вы мне свою". Только "Мальборо" за границей стоило 2 доллара. И вот представьте: мы ему одну пачку за 11 копеек, а он нам три за 6 долларов. Как хорошо, что мы целый блок своих взяли (смеется).
Удивляли их автомобили, техника, пенсии, продукты, которых мы не видели. Кажется, в Рочестере это было, после очередного концерта устроили банкет с украинской диаспорой. Мы заболтались, и я говорю: "Все, конечно, вкусно, но вот сала настоящего нет", и тут "як немає?!". Отвезли меня в супермаркет ночной, а там 5 сортов разного сала. Но оно и близко не стояло с нашим. Тогда из-за границы я кучу всего приволок домой: ножи, замки, ручки для дверей, книги, жене одежду и даже провез 300 долларов, хотя вся иностранная валюта была запрещена. А когда второй раз поехал в Америку в начале 90-х, решил накупить техники и тут ее реализовать. В общем взял 2 факса, видеокамеры, оставил их в номере и поехал праздновать день рождения в ресторан. Но когда вернулся, понял, что меня ограбили. Все вынесли под чистую, даже обувь и пустые сумки.