Нет большего наслаждения для человека пожившего, как с высоты своих лет ругать новое поколение (это я вам как бывалый говорю). Тем более ну как не приложить нынешних?! Уткнулись в свои гаджеты, ничего за пределами экрана не видят, а Гайдар в их годы полком командовал.
Но насколько мифы о цифровом поколении, которые старательно пестуют ворчливые предки, соответствуют реальности? Это выясняли в Институте образования Высшей школы экономики. Авторы исследования Наталья Богачева и Елизавета Сивак провели ревизию постулатов о
поколении Z и пришли к выводу, что большинство расхожих стереотипов о пороках молодежи шиты белыми нитками.
1 Они глупы и мало читают
Тезис: Подростки стали меньше дружить с книгой. А именно на умении понимать длинные линейные тексты построена наша цивилизация. Во время чтения люди тренируют способность воспринимать сложные логические конструкции и мысли других людей.
Как на самом деле: Если собирать статистику не только по бумажным книгам, но и аудиокнигам и текстам в электронном виде, то оказывается, что подростки 16 - 17 лет читают ничуть не меньше, чем представители других возрастных групп. Более того, половина подростков за год осваивают больше текстов, чем люди в возрасте за 30.
2 У них не развито критическое мышление
Тезис: Что эти недотепы могут знать о жизни?! Они, как малые дети, верят всему, что пишут в этих интернетах, их легко обвести вокруг пальца - утверждают представители старшего поколения, ничуть не смущаясь тем, что величественным памятником их собственному критическому мышлению являются финансовые пирамиды, на которые они клюют "со свистом".
Как на самом деле: Освоение навыков критического мышления людям давалось с трудом во все времена. Исследование 1977 года показало, что в 70‑е годы прошлого века лишь 20% студентов и 40% учителей физики (!) обладали соответствующим уровнем развития абстрактно-логического мышления. Спустя 20 лет этот показатель практически не изменился. По крайней мере данные за 1995 год свидетельствуют, что только 25% студентов-первокурсников обладают необходимыми для этого интеллектуальными навыками.
Что же касается наивности молодежи, то согласно одному из опросов представители цифрового поколения меньше доверяют рекламе в интернете, нежели люди старшего возраста (47% против 61%).
3 Не могут жить без гаджетов
Тезис: Зависимость от интернета и гаджетов достигла такой степени, что современная молодежь не способна оставаться наедине со своими мыслями. Если их лишить электронных игрушек, они окажутся просто беспомощными.
Как на самом деле: Все люди от мала до велика испытывают дискомфорт, если их лишить возможности общения. Когда во время одного исследования студентов колледжа попросили сдать все гаджеты и провести 15 минут наедине с собой, они действительно жаловались на трудности с концентрацией и негативные эмоции. А когда такой же эксперимент ребят попросили повторить дома, то 32% испытуемых не смогли выдержать мораторий и включили музыку или телефон раньше срока.
Однако, когда выборка исследования была расширена за счет людей старшего возраста, оказалось, что они точно так же не способны справиться с этой простой задачей.
Иными словами, способность получать удовольствие от пребывания наедине с собой и своими мыслями не связана ни с возрастом, ни с уровнем образования, ни с привычкой к использованию цифровых технологий.
4 Их интересуют только удовольствия
Тезис: Молодые хотят хорошо жить, но не привыкли добывать хлеб насущный в поте лица своего. Они эгоистичны и полностью находятся во власти своих сиюминутных желаний.
Как на самом деле: Статистика говорит, что в развитых странах у подростков, наоборот, наблюдается снижение тяги к "простым удовольствиям" вроде алкоголя и раннего секса. Например, современные американские тинейджеры позже начинают половую жизнь, только 29% несовершеннолетних юношей и девушек имеют такой опыт против 38% у своих сверстников из 90-х годов.
Алкоголь сегодня употребляют 29% подростков, 20 лет назад этот показатель составлял 59%. Число тех, кто тайком от взрослых покуривает за углом, снизилось в три раза - с 35 до 11%.
Однако среди ученых нет единства по поводу трактовки этих цифр. С одной стороны, это яркая иллюстрация того, что удовлетворение сиюминутных желаний не является для ребят приоритетом. С другой - отказ от рискованного поведения может вызывать и беспокойство. А вдруг это объясняется не возросшим самосознанием, а пассивностью и инфантилизмом? Ведь дети не могут стать взрослыми, пока не набьют шишки.
Вопрос ребром
Чем цифровые дети отличаются от нас?
- Феномена поколения Z не существует, - полагает соавтор Елизавета Сивак. - Дети не становятся хуже или лучше. Как и взрослые, они приспосабливаются к новым условиям жизни, используют новые возможности, отбрасывают старые нежизнеспособные стратегии.
На самом деле мифы, которые плодятся в отношении цифровых детей, куда больше говорят о взрослых, которые, собственно, эти мифы и придумывают. А взрослые находятся в состоянии моральной паники. Старшие поколения испытывают страх перед технологиями, стремительно меняющими мир. И страх перед будущим - кто знает, найдется ли им там место? Поэтому на всякий случай начинают демонизировать тех, с кем это непонятное будущее связано.
Чтобы узнавать новости первыми, подписывайтесь на страницы "КП в Украине" в Фейсбуке, Инстаграме, Твиттере, Телеграме и YouTube.