Предвыборная кампания продолжается уже третий месяц, а агитационные палатки появились на улицах относительно недавно. И то не везде их встретишь, и далеко не каждого кандидата, в основном – Петра Порошенко, Юлии Тимошенко и Анатолия Гриценко.
Корреспондент "КП" в Украине" заглянула в палатку каждого из этих претендентов на президентское кресло и спросила: каково это - быть агитатором?
Метод съема
Обобщать всех агитаторов от Порошенко, конечно, не имеет смысла – каждый индивид и отдельная личность. Но именно Алексей из палатки действующего президента отличился больше всех.
- Как вы относитесь к политике Петра Алексеевича? – первое, что спрашивает у меня мужчина, и тут же протягивает агитгазету. - Хочу рассказать, что сделал наш президент за время своего срока.
Алексей начинает с листочка зачитывать пункты обещаний-выполнений, так быстро тараторя, что разобрать из всего, что он сказал, удалось лишь про безвиз и поместную церковь.
- А давайте анкету заполним? – предлагает мой собеседник. - Люди из штаба могут позвонить и всего-то спросить, как вел себя волонтер, то есть я. А еще распишитесь, нам таких подписей в день минимум 4 надо собрать.
- А вы что, волонтер? Работаете бесплатно?
- Конечно! – немного обиженно отвечает Алексей. - У нас все по договору, он у меня с собой, если что. Мы добровольно здесь стоим.
- И что, прям ни копейки не платят?
- Нет! – опять обиделся. - Нам лишь компенсируют затраты на еду и проезд.
- И вот в такой ветер и холод вы по собственной воле простаиваете весь день? – сомневаюсь я, а мой собеседник все пуще делает вид, что оскорбляется.
- Я 25 лет проработал инженером и всю жизнь мечтал быть ближе к политике, вот в этом году мечта начала сбываться. А вообще, о таком лучше за чашкой кофе говорить. Можно я вас угощу?! – и не дождавшись ответа, Алексей направился за кофе.
По словам агитатора, в палатку "попасть" можно лишь по знакомству, абы кого на такую работу не берут, и более того – обязательно надо верить в "своего" кандидата.
- Почему меня в политику влечет – хочу что-то хорошее делать. Верю, что добро победит зло. А еще я знаю, что обручальное кольцо на пальце у девушки не всегда помеха для…
И тут понеслось. Меня и на шашлык у озера пригласили, и пообещали даже рассказать, какое украинское вино поистине стоящее. Распрощаться с Алексеем выдалось непростым делом. Ретируясь, я заметила, что агитатор предпочитает подходить к потенциальным избирателям лишь женского пола: видимо, раздавать политлистовки - некий новый метод съема.
"Не знаю. Не уверен. Посмотрим"
Виктору на вид не больше 20 лет. Стоит в палатке "от Порошенко" и с такими грустными глазами расспрашивает, как я отношусь к политике Петра Алексеевича. Я задала ему тот же вопрос, на что парень принялся перечислять заслуги президента так же, как предыдущий, – быстро тараторя себе под нос.
- Знакомый предложил поработать в палатке, и я согласился, хоть и не платят ничего. Но перед тем как приступить, нас всех собрали и провели семинар по политике Порошенко. После всего услышанного как я могу здесь теперь не стоять, - рассказывает Виктор.
- И голосовать за Порошенко будете? – спрашиваю.
- Не знаю. Не уверен. Посмотрим, - растерянно отвечает парень.
По его словам, работать в агитпалатке не сложно, но и приятного мало. Самое трудное за весь день – собрать, а потом разобрать эту палатку. А когда был сильный ветер, еще и удержать ее, и самому не улететь.
- После того штормового ветра меня ребята прозвали летчиком – я почти улетел с палаткой и едва избежал травм, железные балки выскочили. Но справился, - продолжает молодой агитатор. - Стоим тут по 5-6 часов, едим то, что продается поблизости – в основном шаурму. Благо, биотуалет рядом есть – одной проблемой меньше, но и уходить надолго от места нельзя – максимум 15 минут. Нам хорошо, мы в паре работаем, а вот на палатку Гриценко гляньте – там бабушка совсем одна, как-то даже жалко ее, - сопереживает Виктор.
Молчаливый смотритель
Женщина из палатки Гриценко оказалась не такой приветливой и разговорчивой. Молча протянула газетку, натянуто улыбнулась.
После третьей попытки ее разговорить, она все же сдалась и рассказала о своих буднях.
- Вообще нас тут должно стоять двое, так положено, но напарник заболел, пока одной приходится отдуваться, - пенсионерка представилась Любовью и сообщила, что на такую авантюру ее подбила соседка - она участвовала когда-то уже в выборах, в палатке работала в 2012 году, так вот теперь меня на такое подтолкнула. - Все хорошо, не жалуюсь. Одно плохо, если все газеты не раздам, придется домой тащить – раздаем по несколько штук в руки.
Пенсионерка рассказала, что за день видит много людей, все же стоит в людном месте у метро, но заговорить удается с немногими.
- Большинство просто берут газету и уходят, другие даже руками машут, мол, не предлагайте мне ничего. Есть такие, кто остановится, посмотрит, полистает и обратно отдает. И очень мало тех, кто сам подходит и просит. А как соседи (палатка Порошенко) – ходить и с избирателями беседы вести, у нас не выходит, да и цель моя другая – я лишь раздаю листовки как молчаливый смотритель, - поделилась Любовь.
Газеты закончились – приходите завтра
В палатке Юлии Тимошенко двое статных мужчин – оба в шапках и шарфах украинского флага. Вежливые и улыбчивые. Ведут беседу с избирательницей. И вклиниться в их диалог удается не сразу, пришлось подождать, пока женщина, прихватив с собой кипу раздаточного материала, удалилась.
- Газеты сегодня нет, не дали. Приходите завтра, а пока листовки берите, - говорят мне "у Тимошенко".
- А вообще быстро разбирают листовки? – спрашиваю я.
- Не особо, но и мы не очень-то навязываемся. Если сами подходят, то начинаем разговаривать о политике Юлии Владимировны, рассказываем о том, что она сделала для Украины и что еще сделает, но так, чтобы зазывать людей, – нет. Здесь не скучно, даже если пару людей подойдет, то беседа может затянуться на пару часов. Мы к такому уже привыкли и даже нравится, - рассказали у представителей Тимошенко.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Скромный масштаб агитации
- Очень странно, почему в этом году палаточная кампания не такая масштабная, как мы видели раньше, - говорит политолог Олег Постернак. - Вспомните 2015 год и выборы мэра Киева – на каждом шагу агитационные палатки. А парламентские выборы-2012 – пройти невозможно было, всюду люди с листовками, палатки. И почти всех кандидатов. Сейчас в Киеве в основном от Порошенко и Тимошенко. И меня удивляет, почему нет палатки Зеленского. Объяснить такой минимализм палаточной кампании можно, на это есть две причины.
Во-первых, кандидаты экономят бюджет. Думаю, к концу года, когда начнутся парламентские выборы, мы увидим ремейк агитационных палаток – возможно, туда и метит основная часть кандидатов. А во-вторых, палатки Порошенко и Тимошенко указывают на то, что они основные претенденты на пост президента, вот и соревнуются между собой.
К слову, Олег Постернак говорит, что примерная сумма, затрачиваемая на палаточную кампанию в одном лишь Киеве, достигает миллиона гривен на месяц.
В ТЕМУ
Первым палатки в Украину "завез" Роман Безсмертный
- Первые агитационные палатки в Украине появились в начале нулевых. Тогда их стала использовать как альтернативу полевым работам партия "Наша Украина". Ходить по квартирам дело слишком изнурительное, и Роман Безсмертный был первым, кто прибег к такому методу работы с избирателями, - поставили агитационные палатки, - рассказал "КП" в Украине" политолог Андрей Золотарев. - До середины двухтысячных такой метод общения с людьми в рамках предвыборной кампании был вполне эффективным, а сейчас это лишь имитация присутствия кандидата, некий обязывающий элемент.
По словам политолога, продуктивность агитационных палаток сегодня стремится к нулю. Эта форма работы с избирателями вот-вот изживет себя, и тогда придется думать над созданием новой "фишки" и привлечения внимания людей к персоне, замахнувшейся на пост главы страны.
ДЕНЕЖКИ
Сколько стоит ее поставить
В среднем стандартная агитационная палатка размером 2х2 метра с печатью только лозунга на ней обойдется от 1600 грн за штуку. Если на ней разместить лицо кандидата, то цена возрастет минимум еще на 1000 грн.
Как рассказал нам политолог Андрей Золотарев, агитационные палатки - это временная архитектурная форма, они должны располагаться согласно закону. Их запрещено размещать на проезжей части или в месте, ограничивающем обзор дороги, а также возле режимных объектов.
По словам политолога, весь процесс проходит через управление внутренней политики - у каждого уголка Киева есть своя цена и его предварительно следует оплатить. А еще на месте надо договориться с остальными представителями архитектурных форм, чтобы не мешали, а содействовали, и для этого тоже заплатить.
КСТАТИ
Устраиваемся на работу
Хоть и уверяли мои новые знакомые, что работают агитаторами на безвозмездной основе, но пару-тройку объявлений я все же нашла. Вот вакантное место в палатку: требования - парень/девушка от 18 до 60 лет, активный, целенаправленный, грамотный, владеет русским/украинским языками. Обещают до 200 грн в час, а всего-то стоять в палатке с 9 утра до часу дня, раздавать газету и рассказывать людям о программе кандидата. Звоним.
- У нас сейчас недобор, ищем еще людей, - отвечает мне приветливый парень по телефону. - Должно быть по два человека в палатке, обязательно мужчина и женщина. Мужчина как раз-таки и собирает/разбирает палатку. Храним ее в ближайшем магазине по договоренности, таскать домой не надо. Общаться с людьми не обязательно, просто газету раздавать. Работа не хлопотная, но ежедневная. Платим 50 грн в час, а всего в день придется отстоять 4 часа. Зарплату выплатим в два этапа - 23 и 29 марта. Приходите, если поторопитесь - сможете себе выбрать место поинтереснее, где людей много, будет не так скучно, - рассказал нам куратор агитационных палаток от партии Олега Ляшко.