Первым европейским кораблем, который затонул у берегов Америки, стала "Санта-Мария" - флагманский корабль Христофора Колумба, на котором адмирал и открыл Новый Свет. В 1492 году "Санта-Мария" села на мель у берегов Гаити, а затем была разбита штормом. Из ее обломков было построено первое европейское поселение в Америке - форт Рождества. С тех пор на протяжении четырех веков тысячи парусников курсировали между американскими колониями и испанской метрополией, перевозя золото инков, ацтеков и другие сокровища.
Команда испанских исследователей, которую возглавляет археолог Карлос Леон, пять лет провела в архивах Мадрида и Севильи, составляя список погибших кораблей. Им удалось собрать каталог, который содержит подробную информацию о местонахождении 681 затонувшего судна: его тип и название, имя капитана и членов экипажа, сведения о грузе и вооружении.
Ох и недолог век корсара...
- Большинство объектов из нашего каталога вряд ли заинтересует крупные компании, специализирующиеся на поиске и подъеме сокровищ затонувших кораблей, - говорит Карлос Леон. - Они тоже, как и мы, потратили годы на изучение архивов. Но только когда дело доходило до известных кораблей, которые везли огромные грузы серебра и золота. Для нас же шхуны, груженые драгоценностями, и суда, перевозившие рабочие инструменты, имеют одинаковую ценность. Это все объекты исторического и культурного наследия. О сокровищах мы тоже кое-что узнали, но не думаю, что будем делиться этой информацией с охотниками за подводными кладами.
В ходе исследования ученые сделали немало удивительных открытий. В частности, они убедились, что рассказы о пиратах, господствовавших на море, это не более чем легенда. Только 0,8% затонувших кораблей стали жертвой нападения морских разбойников (см. графику внизу). По мнению Карлоса Леона, в действительности тяжеловооруженные испанские корабли (они могли нести до 110 орудий и до тысячи моряков, солдат и пассажиров) сами были грозной силой. Они пугали пиратов гораздо больше, чем пираты - моряков. Своему грозному имиджу пираты в значительной степени обязаны литературе. В реальности же пират Эдвард Тич - прообраз страшного капитана Флинта из "Острова сокровищ" Стивенсона, бороздил моря под Веселым Роджером немногим больше года, пока его не выследил и не прикончил отряд лейтенанта Мейнарда.
В Бермудском треугольнике пропали 1250 человек
Во-вторых, легенда о Бермудском треугольнике не получила никакого исторического подтверждения. Больше всего испанских галеонов - 249 - затонуло у берегов Кубы. На втором месте следует Атлантическое побережье США (153), на третьем - побережье Флориды (150). Нельзя сказать, что Бермуды были самым безопасным местом в мире - в 1563 году во время шторма там затонули 5 кораблей из числа "золотых галеонов", вместе с ними на дно ушли 1250 моряков. Однако никакой аномалии в этом нет, похожие трагедии случались и в других регионах, где проходили оживленные морские пути.
Кладоискателей и любителей приключенческой литературы интересуют прежде всего корабли с грузом золота, жемчуга и серебра, следовавшие в Испанию. Но на самом деле основная часть судов везла куда более прозаичный товар. Из Испании в Америку везли десятки тонн ртути - она использовалась на рудниках для извлечения золота и серебра из горной породы. Переправляли рабов и оружие для подавления их восстаний. А еще табак, сахар, ваниль, какао, одежду, китайские вазы... Значительный объем перевозок приходился на грузы "святых отцов": они грузили на корабли религиозные книги, отделочный камень для строительства церквей и реликвии, вывезенные из самого Иерусалима...
Однако далеко не всегда содержимое трюмов соответствовало декларации, потому что судовладельцам трудно было устоять перед соблазном переправить колониальный товар контрабандой, чтобы избежать налогов. Поэтому археологов порой поджидали сюрпризы, когда, например, вместо указанной в декларации фасоли в бочках оказывались слитки серебра.
Неудивительно, что публиковать подробную карту сокровищ археологи не спешат - многие из охотников за кладами экипированы и оснащены оборудованием лучше ученых. Достоянием общественности стала только весьма общая карта (см. графику вверху), которой нельзя руководствоваться при поисках злата-серебра.
Между тем ученые обследовали останки только четверти затонувших кораблей из списка Карлоса Леоне. Так что исследователей (и нас) еще ждет немало сюрпризов.
Чтобы узнавать новости первыми, подписывайтесь на страницы "КП в Украине" в Фейсбуке, Инстаграме, Твиттере, Телеграме и YouTube.