Без шпилек и Фейсбука: что запрещают украинцам на работе

Отношение начальства зависит не только от качества работы, но и от того, как выполняются установленные корпоративные правила.

Фото: OneProg.ru

Особенности украинских компаний

Как показывает практика, в "корпоративные правила" можно занести все, что угодно.

Например, у моей подруги на работе женщинам запрещено носить шпильки. Причины такого странного запрета называются самые разные. Оказывается, каблуки стучат и отвлекают от работы, да еще и оставляют следы на линолеуме. Но подруга уверена, что в реальности все гораздо прозаичнее: их шефиня не носит каблуки и не желает, чтобы рядом сновали длинноногие эффектные подчиненные.

Соседка, которая работает в иностранной компании, рассказывала, что у нее на работе нельзя мыть собственную чашку. В правилах компании это требование прописано как "нельзя мыть посуду", а причина вполне законна: отсутствие санитарной книжки.

Специально обученный человек с санитарной книжкой несколько раз в день обходит офисы компании с тележкой, собирает со столов тарелки, чашки и ложки, моет их и выкладывает сушиться, где придется – хоть в другом крыле здания, хоть на другом этаже. Кто хочет – ищет, кто не хочет – пользуется чужими чашками из тех, что поблизости. Соседка поступает мудро: закрывает свою грязную чашку в ящике стола на ключ, а утром моет ее, пока никто не видит.

Еще как-то слышала от друзей такую историю: руководство компании было настолько помешано на экономии электроэнергии, что запретило на работе не только пользоваться холодильником, микроволновкой и электрочайником (зимой многие сотрудники приходили на работу с термосом), но и заряжать мобильные телефоны.

Но самая интересная ситуация несколько лет назад произошла с моим старым знакомым. Он устроился на работу в модный журнал директором по рекламе, и у него в контракте был прописан запрет пропускать корпоративные вечеринки, презентации, встречи с партнерами в ресторанах и т.д.

Знакомый вначале был в восторге и радостно заверял всех вокруг, что уж что-что, а это правило он выполнит в точности! Но оказалось, что вечеринки и презентации случаются почти каждый день, затягиваются до поздней ночи, а утром – снова на работу. И если другие сотрудники могли пропустить какое-то празднование – например, вечеринку не своего отдела или презентацию очередного бренда, то директор по рекламе – нет.

Новоиспеченный директор хирел на глазах и продержался на новом месте менее полутора месяцев, а затем позорно сбежал. И при словах "корпоративная вечеринка" у него до сих пор начинается нервный тик.

Не нравится - увольняйтесь

Бизнес-коуч Марина Деркач считает, что все это больше похоже не на корпоративные правила, а на личные странности шефа. Все люди – разные, начальники – тоже, но если эта работа вам очень дорога, придется подчиняться.

С другой стороны, подчиненные – не крепостные, и если выполнять подобные правила категорически не хочется, а достигнуть консенсуса не получается, выход все равно остается: искать новую работу.

В то же время, говорит Марина Деркач, существуют общие правила поведения и понятия, что на работе допустимо, а что – нет. И даже если они нигде не прописаны, их нарушение чревато большими неприятностями, вплоть до увольнения.

- К таким общепринятым запретам относятся приход на работу в нетрезвом состоянии, систематические опоздания, нецензурная лексика, а также долгие личные разговоры по служебному телефону в рабочее время, - говорит Марина Деркач. – В большинстве компаний категорически не приветствуется зависание в соцсетях и компьютерных играх. Из числа "общих табу" - не оставлять мусор на рабочем столе, не обсуждать личные вопросы с коллегами в рабочее время, не обсуждать начальство и других сотрудников в их отсутствие, а также воздерживаться от разговоров на темы веры, национальности и, что в последнее время для украинцев очень проблематично, политики. Соблюдение этих несложных правил избавит вас от многих проблем на работе.

В ТЕМУ

Дресс-код и служебные романы

Редкая работа обходится без запретов: где-то обязателен дресс-код, где-то запрещено курить в рабочее время, а где-то наложен суровый запрет на романы с сотрудниками фирмы-конкурента.

Международный кадровый портал HeadHunter Украина систематизировал самые разные запреты на работе и условно поделил их на логичные и нелогичные табу.

Логичные

1. Общаться в соцсетях в рабочее время

Никто не будет спорить, что любители "зависнуть" в ФБ часто нерационально используют свое время, то есть просто не отрабатывают зарплату. Поэтому, говорят эксперты портала, подобные запреты вполне справедливы.

Правда, из любого правила есть исключения, и, например, журналистам, рекламистам, пиарщикам, маркетологам и т.д. без соцсетей не обойтись. Поэтому работодателям все же не стоит накладывать подобные запреты на всю компанию без исключения.

2. Заходить в личную почту или на развлекательные сайты с рабочего компьютера

И снова все логично. Ведь кроме вирусов можно "подцепить" сетевых мошенников, хакеров, и это не сулит компании ничего хорошего, даже если ничем секретным она не занимается.

3. Носить экстравагантную или вызывающую одежду

О дресс-кодах написано немало, и это неспроста: запреты на определенные виды одежды достаточно распространены во многих компаниях. Подобные запреты, как правило, озвучиваются еще на этапе собеседования, так что каждый соискатель может их либо принять, либо нет.

При этом достаточно экстравагантный внешний вид приветствуется в творческой среде – у дизайнеров, художников, журналистов.

4. Пить и курить в рабочее время на рабочем месте

С одной стороны, логичнее этого трудно что-то придумать. С другой стороны, каким бы это не показалось удивительным, данное правило не является безусловным. Например, в некоторых офисах (скажем, табачных компаний) разрешено курить электронные сигареты не сходя с рабочего места. Кроме того, некоторые украинские компании не придумали ничего лучше, как раздавать своим сотрудникам легкий алкоголь.

Нелогичные

1.Заводить служебные романы

Естественно, на работе следует думать о работе, но ведь, как известно, сердцу не прикажешь! К тому же личная жизнь на то и личная, чтобы начальство в нее не вмешивалось.

По закону никто не может запретить менеджеру встречаться с секретарем, так же как и работать в одном департаменте мужу и жене. Но, к сожалению, на практике не редко случается по-другому.

2. Дружить с сотрудниками организации-конкурента

Данное требование выглядит очень странно, особенно если оно касается друзей со времен института, одноклассников, кумовьев. Эксперты кадрового портала отмечают: так же, как и в предыдущем случае, никто не имеет права требовать от человека прекратить с кем-либо отношения.

3. Есть и смеяться

Бывают и еще более нелогичные табу, не имеющие объяснений: не есть в офисной столовой шоколад, устраивать кофе-брейки не чаще двух раз в день, не собираться в "курилке" больше трех человек, громко не смеяться и т.д.

По словам экспертов портала, такое поведение работодателя негативно сказывается на мотивации сотрудников, и даже высокая зарплата не радует. Неудивительно, что в компаниях, которые чрезмерно увлекаются регламентированием поведения сотрудников, нередко наблюдается текучка кадров.

Впрочем, таких работодателей вряд ли изменишь, поэтому работать или не работать в компании со слишком суровыми запретами – решать только самому сотруднику.