Постепенно это стало модно, а сегодня - почти привычно. Все больше родителей решаются взять под опеку ребенка из приюта. И даже не одного. Но чаще выбирают малышей до трех лет или детей до десяти. Подростки 13+, которых не усыновили, ждут совершеннолетия в интернате. И, выходя в большой мир, понятия не имеют, как он устроен.
Кто я и на что могу претендовать?
На днях корреспондента "КП" в Украине" пригласили поучаствовать в экспериментальной встрече - вместе со специалистами по вопросам усыновления, представителями бизнеса, культуры и креативных агентств подумать, как помочь подросткам из интерната развивать свой потенциал.
Обсуждая проблемную тему и стараясь придумать полезные путеводители по взрослой жизни, одно мы поняли точно: быть подростком страшно. А быть подростком в интернате - страшно вдвойне.
- Многие ли из нас в 15 лет точно знали, кем хотят быть? - делится мыслями с корреспонденткой "КП" в Украине" ведущий специалист Киевского центра социальных служб, психолог Любовь Лориашвили.
- Это проходил каждый взрослый: ты один на один с огромным миром, который тебя не понимает. Ты напуган, растерян и нуждаешься в поддержке более опытного проводника. Обычно таковыми становятся родители или старшие наставники. Но у детей в интернате таковые не всегда есть. И скажу больше: они не всегда запросто могут ответить не только на вопрос о выборе профессии, но и о том, "кто я и на что могу претендовать".
Подростки - это та возрастная категория, которая выпадает из поля зрения как государственных учреждений, так и общественных организаций. Поэтому здорово, что Фонд Рината Ахметова решил собрать людей из разных сфер - от наших коллег до бизнесменов, работников культуры и представителей портала "Работа.ua", чтобы вместе придумать, как мы, взрослые, можем помочь этим детям поверить в свою суперсилу.
Как рассказала во время встречи директор по развитию проектов Фонда Рината Ахметова Татьяна Кухоцкая, 10 лет назад, когда создавалась программа "Сиротству - нет!", вопросы о том, как усыновить ребенка и какие проблемы при этом могут возникнуть, задать было некому. За последние 10 лет ситуация сильно изменилась, разговоры об усыновлении стали чем-то повседневным. Теперь у общества новый вызов - помочь подросткам из интерната поверить в свои силы.
- Могу рассказать о своем личном опыте, - делится Татьяна Кухоцкая. - Я училась в школе, и у нас в классе была девочка, которую удочерили. Об этом знали все! Кроме самой девочки. То есть тема усыновления еще 10 лет назад считалась настолько табуированной, что говорить об этом было нельзя. За 10 лет программа "Сиротству - нет!" Фонда Рината Ахметова изменила отношение украинцев к теме усыновления. Благодаря программе более 9300 детей обрели семьи. И сейчас мы стоим перед новым вызовом. Этот вызов звучит следующим образом: как помочь детям старше 13 лет, которых почти не усыновляют, поверить в себя?
Пощупать работу
Чаще всего у детей в интернатных учреждениях предопределена будущая профессия. После 9-го класса они поступают в училище, с которыми у их интернатов давно наработано сотрудничество. Например, два наиболее распространенных варианта для Киева - деревообрабатывающее и ювелирное ПТУ. В остальном, как рассказывают работники соцопеки, без наставника ребенку трудно сориентироваться в том, какие существуют профессии.
- Я бы предложила создать базу доступных учебных учреждений, чтобы расширить возможности детей из интерната, - рассказывает мама - воспитательница 7 приемных детей Елена Жеребченко. - И разработать для подростков после училища путевую карту - где найти работу, как планировать бюджет, где и как снять жилье на заработанные деньги, какие нужны документы для этого, куда пойти, если заболел. Этих ниш может быть гораздо больше, и хорошо бы их выделить и сделать путевые карты по каждой. Возможно, для кого-то это очень примитивно. Но, поверьте мне, для большинства очень полезно.
Мы рассуждали, какие идеи могли бы помочь выпускникам интернатных учреждений расширить возможности выбора профессии после интерната, и предложили договариваться с конкретными работодателями из абсолютно разных сфер - как рабочих, так и творческих. Например, согласиться взять на несколько дней к себе в компанию воспитанников детдома, чтобы те смогли на собственном опыте "пощупать" разные профессии. Например, стать на пару дней сосекретарем, сопродавцом, сожурналистом.
Поверь в себя
Подросткам из интерната сложно поверить в себя и в свои силы. Поэтому мотивационные встречи с успешными людьми для них - один из вдохновляющих вариантов. В минувшем году Фонд Рината Ахметова именно в формате мотивационных встреч проводил ежегодную акцию "Ринат Ахметов - детям". Ребята из интернатных учреждений Донецкой области встречались с известными телеведущими, которые своим примером показывали, что у каждого ребенка есть свой талант, своя суперсила.
По мнению участников дискуссии, мотивация для детей из интерната должна быть подкрепленной. Да, встречи с успешными людьми, которые сумели многого добиться в жизни, вдохновляют ребят. Но эйфория быстро проходит, как только лектор покидает аудиторию, а дети возвращаются к привычной рутине.
- У детей из интерната нет длительной мотивации, - рассказывает Любовь Лориашвили. - За них все всегда решали, они как щепки в потоке, воспитатель сказал идти, они идут. В следующий раз воспитателя нет - они не придут. Поэтому встречи должны быть систематическими. И не обязательно с известными яркими людьми. Это могут быть встречи с успешными представителями из любой сферы.
В тему
Нужно апгрейдить педагогов
В этой проблемной теме, как оказалось, болевые точки с обеих сторон. Не только дети мало знают об окружающем мире за пределами интерната, но и их воспитатели не понимают, как и что детям рассказать.
- Очень часто интернаты находятся в селе, где выбора работы просто нет, - рассказывает "КП" в Украине" Любовь Лориашвили. - Например, я была в Черкасской области в интернате для детей с особыми потребностями. Педагоги там поколениями работают. Невестки, сыновья, дочери - все в одном интернате. И учреждение хорошее, и детям там хорошо, и сотрудники любят свое дело и стараются по максимуму. Но, к сожалению, они понятия не имеют, как подготовить подростков к взрослой жизни.
По словам Любови Лориашвили, педагоги-воспитатели сами зачастую не знают, как говорить с воспитанниками на важные темы: о гигиене, о взаимоотношениях с противоположным полом, о личных границах.
- Я работаю в проекте, который обучает социальных педагогов и психологов интернатных учреждений, - продолжает наша собеседница. - И они говорят: да, нас не учили, мы не знаем этих нюансов. Для них, например, совершенно новым становится понятие "границы ребенка". Потому что до этого они и не задумывались: зачем стучать, когда воспитатель-мужчина заходит в душ, где моются девочки. "Я же должен зайти и по протоколу безопасности проверить, все ли в порядке", - возмущается в разговоре со мной один воспитатель. Я отвечаю: "А вас не смущает, что стоят голые подростки?" - "Ну я же на них не смотрю!" А по итогу девочки привыкают к тому, что любой взрослый может сказать "раздевайся"! И они раздеваются. Поэтому нужно мотивировать педагогов на сотрудничество, апгрейдить их. Многие переживают потому, что у них нет новых методик для работы с детьми.