"Мы готовы к конструктивному обсуждению этой инициативы. И техническая оценочная миссия, которую генеральный секретарь ООН мог бы направить на Донбасс для разработки соответствующих вариантов, безусловно, помогла бы этому обсуждению", - заявил Порошенко в среду с трибуны организации.
Постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко пояснил, что 99 статья устава ООН дает возможность Генеральному секретарю лично принимать решение об отправке такой миссии. "Это может быть техническая ооновская миссия, о которой мы уже давно говорим, которая бы подготовила почву для развертывания миротворческой миссии”, - заявил он.
Такая миссия могла бы сделать анализ технического или военного аспекта введения миротворцев и необходимого количества “голубых касок”.
“Сотня политиков называют в СМИ разные цифры - от десяти до пятидесяти тысяч человек, в то время как в секретариате ООН есть специалисты, которые могли бы дать сделать основательный анализ, - заявил Ельченко.
Если бы такая группа приехала на Донбасс, посмотрела и сделала какие-то предварительные выводы, то это, по мнению дипломата, могло бы подтолкнуть и Совет безопасности ООН к началу обсуждения.
Украину в этом вопросе полностью поддерживает и Польша.
"Мы понимаем, что мнения расходятся по поводу параметров такой миссии, однако ООН может, как минимум, начать процесс и направить миссию по сбору фактов. Польша как непостоянный член Совета безопасности ООН готова содействовать этой работе",- заявил замминистра иностранных дел страны Бартош Цихоцкий.
Что такое техническая миссия ООН
Ее главная цель – техническая оценка на месте и выяснение условий для введения в регион конфликта "голубых касок" ООН.
Миссия анализирует и оценивает общую ситуацию в плане безопасности, политическую, военную и гуманитарную обстановку и положение в области прав человека на местах, а также их последствия для возможной операции.
На основе выводов и рекомендаций миссии по оценке Генсек ООН представляет соответствующий доклад Совбезу. В нем излагаются варианты учреждения операции по поддержанию мира в зависимости от обстоятельств, включая численность ее сил и объем ресурсов. В докладе также указываются финансовые последствия и предварительная смета затрат.
После этого Совбез ООН официально санкционирует проведение операции, принимая резолюцию, в которой определяется мандат и масштабы, а также излагаются задачи, которые необходимо достичь.
В Совбез ООН входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной ассамблеей ООН на двухлетний срок, по 5 каждый год. Пять постоянных членов Совбеза – Великобритания, Франция, США, Китай и Россия - имеют право вето. Решения Совбеза требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов.
Если хотя бы один из пяти постоянных членов наложит вето, то решение о введении миротворцев принято не будет. И таким правом, очевидно, воспользуется Россия, которая выступает категорически против введения полноценной миссии "голубых касок" на Донбасс.
Что мешает Антонио Гутеррешу
Во время пребывания в Нью-Йорке Петр Порошенко обсудил с Генсеком ООН возможность развертывания миротворцев на территории Донбасса. Но Владимир Ельченко заявил, что "пока нет сигналов о готовности Генсека этой организации направить такую техническую миссию".
Ельченко это поясняет тем, что в ООН понимают, что из-за права вето России вопрос миротворцев пока нет смысла выносить на рассмотрение Совета безопасности. А исходя из этого, и посылать оценочную миссию в Украину.
Но могут быть и другие причины, по которым Генсек ООН не торопит процесс рассмотрения вопроса о миссии миротворцев на Донбасс.
Так, еще в бытность верховным комиссаром ООН по делам беженцев Гутерреш заявлял, что Россия является одним из основных партнеров организации по глобальному обеспечению мира и стабильности. А сразу же после избрания один из первых своих зарубежных визитов генсек совершил в Москву, где заявил, чтовсецело признает "решающую роль России не только в рамках ООН, но и во всех других аспектах международных отношений".
"Я хотел бы сказать, что основополагающие условия для того, чтобы я мог быть полезным международному сообществу, заключаются в том, чтобы у меня были конструктивные, хорошие, диалоговые отношения с такой страной, как Россия", - заявил он.
Так что можно предположить, что Генсеку ООН как-то не с руки лоббировать те решения, которые не подходят Москве.