В представлении обывателя столица Египта - это мумии фараонов, пирамиды, ну и Нил, памятный по учебникам истории древних времен. Единственным местом, которое мы посетили в Каире и Александрии и пожалели об этом, оказались… прославленные пирамиды. Одно из семи чудес света окружено нахальными гидами и наглыми торговцами, которых через минут пять общения хочется просто избить. А особенность туристических мест Каира такова: достаточно отойти на 2-3 минуты ходьбы от туристического маршрута, чтобы увидеть настоящий Египет. Но не факт, что он вам понравится.
|
Дороги, опасные для жизни, и меноры без евреев
Между тем сам город - гигантский, живут в нем от 15 до 20 миллионов человек (с пригородами). Вот уж действительно человеческий муравейник - грязный и постоянно растущий. Пару недель назад мы с моей девушкой решили посмотреть настоящий, нетуристический Каир. Поселились в самом центре - Даунтауне. Район застроен добротными и красивыми зданиями времен британской колониальной администрации. Но - они все достаточно грязные. Похоже, жителям столицы и коммунальным службам со времен обретения независимости Египтом в 1952 году так и не приходило в голову почистить фасады, а кое-где и поштукатурить их. Хостел наш располагался в весьма атмосферном здании с мраморными лестницами и лифтом, где дверцы открываешь руками. Но - на перилах лестницы слой пыли толщиной с палец, в последний раз их наверняка протирали при англичанах...
Масса уличных кафе, занимающие переулки стихийные рынки и - полное отсутствие правил дорожного движения. Точнее, есть единственное правило - ехать в нужном направлении. На немногие работающие светофоры никто не обращает внимания, и для того чтобы перейти дорогу, под машину надо бросаться - в самом прямом смысле. Мы выбрали путь слабого и бросались под машины, прикрываясь мирным населением. Впереди нас кто-то бежал под колеса, а мы неслись чуть дальше, параллельно движению этого человека. Надо привыкнуть, что вас могут сбить практически везде: на рынке из узкого прохода выскочит на полной скорости мотоцикл или спокойно стоящая машина неожиданно решит поехать на вас задним ходом.
Отдышавшись и кинув вещи, мы начали решать, куда пойти. И вдруг прозвучало: "А идем в Город мертвых!" Выглядело интригующе, и я согласился. Мертвецы, подземные пирамиды, гробницы и вот это все...
Для начала мы заехали в коптский монастырский квартал и осмотрели тамошние церкви и синагогу. Копты - это те же арабы, только христиане. За это в них периодически кидают бомбы, в свое время были погромы, и сейчас любую популярную коптскую церковь охраняют автоматчики, досматривающие сумки пешеходов - нет ли там бомбы. Церкви действительно оказались красивыми, а вот синагога не работает. В смысле функционирует в качестве музея. Снимать внутри там почему-то запрещено. Около меноры с электрическими лампочками бродят любопытные китайские туристы, в глаза бросается надпись: за счет кого восстановлена синагога. Евреев среди сотрудников я не замечаю, но автоматически на выходе говорю на иврите: "Большое спасибо!" Никто не удивляется. Перед входом в синагогу дополнительный блокпост: рамка и два автоматчика. Один из них кладет свой "калаш" на стол, становится на колени и начинает биться головой о землю (наступило время намаза) прямо у входа в синагогу. С евреями в Каире явная напряженка: судя по всему, они закончились…
На выходе из квартала - опять автоматчики, бронированные щиты. Помимо "калашей" замечаю помповое ружье и американский ручной гранатомет времен вьетнамской войны. Раньше я такой видел только в кино. Вооружены ребята серьезно. Кстати, в Каире периодически в центре встречаются такие блокпосты: за бронированным щитом стоит мальчишка лет 18-20 и испуганно смотрит на проходящих людей. А на второй день нашего отдыха в египетской столице у главной площади страны Тахрир мы заметили джипы с пулеметчиком и автоматчиком. Чуть позже по улице пронесся еще один такой же "набор": по случаю годовщины местной революции президент решил усилить охрану столицы.
|
"Тук-тук" такси
За поездку в Город мертвых местный таксист заломил непомерную цену, а затем ехал за нами метров двести, сбавляя стоимость до вполне приличной. После чего попытался кинуть при расчете и - завез в другой район. Только выйдя из машины и глянув в Google Maps, мы поняли: что-то пошло не так. Успокаивало лишь то, что мы стояли на берегу Нила. Точнее, какого-то его притока с заводью.
Через дорогу оказалось кладбище - весьма напоминающее по виду бразильские фавеллы. По периметру - заброшенные склепы, мелкие мечети и грязноватые дома. И - просто дикое количество надгробных памятников. По ним мы поняли, что все это - новодел и нужно зайти в какое-то ритуальное бюро и понять, как нам выбраться отсюда.
К слову, в подобных районах вы вызываете повышенное внимание местного населения - все тыкают пальцами, что-то обсуждают, смеются. Разве что не подходят потрогать. К одной из таких обсуждающих нас компаний мы и подошли - это оказались местные могильщики. Весьма дружелюбные люди, общий язык с которыми мы нашли сразу, осталось только объясниться. Тут сильно помог онлайновый Яндекс-переводчик: я писал фразы на русском, переводил и показывал мужикам текст на арабском. Так что о нас проявили трогательную заботу: отвели к дороге, остановили местного рикшу и сказали, куда нас вести.
Рикш называют "тук-тук", на грохочущем трехколесном транспорте с движком от мопеда они возят людей практически по всему городу. Года 4 назад их хотели запретить: чиновники заявили, что рикши представляют угрозу безопасности и здоровью граждан. Так оно и есть - в случае аварии и рикшу с транспортом, собранным чуть ли не из ДСП, и всех пассажиров внутри размажет по асфальту. Ехали мы в нужный район, крепко вцепившись в ручки. Высадив нас где-то в Каире и еще поторговавшись ради 50 центов, рикша уехал, а мы начали понемногу осознавать, что снова оказались не там.
Когда мусор - бизнес, еда и жизнь
Поднялись на холм и увидели, что дальше тянутся ровными рядами ободранные и грязные дома. Заодно увидели, как местные справляются с утилизацией мусора и что из себя представляет мусорная компания.
К выделенному ранее месту подходит женщина с пакетом объедков и вываливает его на землю. Потом еще одна, следующая - образуется приличная куча, зачастую около дороги. Мусорных баков там нет. Чуть позже набегают дети лет 10-14 и начинают с азартом рыться в куче - видимо, ищут металл или целлофан на продажу. После ухода детей приходят коты, собаки, изредка овцы и съедают все вкусное. Кстати, кошки и собаки спокойно кормятся рядом. Под вечер появляется грустный человек с большим мешком. Он собирает оставшийся мусор и уносит его на дальнейшую сортировку. Только не думайте, что в офис какой-то компании - нет. Сортировкой и продажей мусора занимаются целые семьи. В знаменитом коптском квартале мусорщиков в Каире бытовыми отходами могут быть забиты два из трех этажей дома: мусор понемногу просматривают и находят в нем что-то ценное.
Немного погуляв по округе, мы все-таки дошли до Города мертвых: он оказался в пяти минутах ходьбы от того места, где нас высадили. Правда, разница между ожиданиями и реальностью оказалась разительной. Вместо археологических раскопок и величественных гробниц мы увидели еще более грязные фавеллы. Да, там действительно есть шикарные мечети эпохи мамелюков и склепы, но в каком они состоянии…
Лет 100-120 назад Город мертвых действительно был большим кладбищем. Потом его начали заселять. Поначалу те, кто приехал в столицу и не имел денег на жилье, потом родственники умерших начали селиться и строить дома рядом со склепами, позже к ним присоединились бездомные и маргиналы. Живых в Городе мертвых оказалось больше, чем покойников. Сейчас это причудливая смесь красивых древних храмов, разваливающихся склепов, хибар и высоток вокруг них. Те, у кого есть деньги, живут в домах. У кого нет - в склепах и заброшенных мечетях. На улицах в грязи играют дети, рядом козы пожирают мусор.
На перекрестках - груды мусора по колено, магазинов почти нет, дворников и полицейских я тоже не заметил. Местное население нас рассматривало с искренним любопытством: нас изучали, как забавных белых обезьянок. Впоследствии я прочитал, что Город мертвых - самый криминальный район Каира. Не знаю. Но чем ближе было к закату, тем более я жалел, что складной нож для открывания консервов оставил в хостеле. Местное население не очень понимало, чего от них хотят: я с помощью Яндекс-переводчика все время просил показать, где Город мертвых, а нам обводили рукой вокруг - "Вот он, ребята, вон мертвые и живые!". Где-то за минут 20 до заката, когда я уже подобрал тяжелую палку, мы чудом вышли к какой-то трассе. Перешли по эстакаде через дорогу и попали к цитадели - местной туристической достопримечательности. Там было уже гораздо чище и на нас сразу набросились орды таксистов с криками "10 долларов!".
|
В тему
Кое-что об особенностях египетского транспорта
За метро в Каире плата дифференцированная - за 6-8 остановок платишь около восьми гривен. А еще это самое чистое общественное место в Каире: куч мусора нет и даже подметают, а сотрудники знают английский на уровне ведения допроса и весьма приветливы. У метро всего три ветки, однако часть города покрывает, и разобраться с его схемой движения гораздо легче, чем с местными маршрутками и автобусами.
Одно из самых ужасных для туристов мест в Каире - это главный железнодорожный вокзал столицы. По красивому снаружи зданию внутри хаотически носятся толпы людей с сумками. Практически нет надписей на английском, кассы располагаются не в одном здании. Какой-то добрый человек понял наши нужды и, зная немного английский, провел нас до касс, где мы хотели купить билеты на поезд для местных в древний Луксор. Однако нам там отказались их продавать. Проблема эта возникает регулярно и зависит от ситуации в стране - мы, видимо, попали как раз на обострение борьбы с очередными исламистами. В таком случае можно приобрести билет на ночной поезд примерно за 80 долларов на человека (по классу соответствует нашему купе), однако такая цена нас не прельщала. Позже портье предложил за мелкую награду купить нам билеты. Затем выяснилось, что в поезд можно просто незаметно войти, а потом заплатить штраф. Но мы уже обиделись и решили ехать в Александрию.
|