«С Розенбаумом много спето, выпито и проговорено»

Александр и Ирина знакомы уже четверть века.

Ирина Карпинос - известный киевский поэт и бард. А недавно в издательстве «Альтерпресс» вышла ее книга «Красный плащ трубадурки» - трилогия о любви скромной девушки и звезды шоу-бизнеса. Это первый пример иронической женской прозы в современной украинской литературе.

«Пришла пора об этом рассказать»

- Ирина, книга воспринимается как дневник. Насколько история жизни героини Саши Анчаровой похожа на твою? 

- Там действительно много личного опыта. Детство и юность я списала с себя, а дальше уже воспользовалась историей моей подруги. Это литературный прием, чтобы создать доверительную интонацию, благодаря которой читатель бы поверил: это не­придуманная история. Я изменила только характеры персонажей...

- Я, как человек, который знает тебя давно, подумала, что ты в романе описала свои отношения с Александром Розенбаумом. 

- Наверное, пришла пора что-то об этом рассказать, ведь не ты первая задаешь мне подобный вопрос. Откреститься, что мой герой не имеет никакого отношения к Розенбауму, уже невозможно. Я действительно наделила Волкова чертами Александра Яковлевича, так как он очень яркий человек. В романе много диалогов. А Розенбаум как раз и знаменит образной речью. Мы долго и много общались, поэтому я не могла устоять от соблазна использовать колорит его выражений. Но принципиальная разница между Волковым и Розенбаумом заключается в том, что мой герой далеко не положительный, часто жестокий в своих поступках. Непонятно, отчего героиня столько лет не может избавиться от своих чувств к нему. Вот я и привнесла в этот образ черты Розенбаума для придания персонажу некоторого обаяния.

Я знаю Сашу очень давно: 13 июля исполнилось 25 лет, как мы знакомы. С уверенностью могу сказать: если бы подобная история случилась в его жизни, он бы поступил совсем по-другому. Розенбаум - человек благородный и сильный. Он никогда бы не стал открещиваться от своих обязательств по отношению к женщине. Но поскольку мне нужен был отрицательный герой, то я не стала делать Волкова вторым Розенбаумом.

Спел трехчасовой концерт в Киеве для четырех человек

- Как ты познакомилась с Розенбаумом? 

- В Киеве, на одной из вечеринок в общей компании. Он тогда в Советском Союзе еще не был так известен, хотя в Питере уже изо всех окон звучали его песни. Саша выступал на бардовских фестивалях и на одном из них познакомился с киевским певцом, а тот пригласил его к себе на день рождения. Так Саша стал регулярно наведываться на наши посиделки, где было много и выпито, и спето, и проговорено. Иногда он приезжал с женой и дочерью. Мы тогда все были юными, смотрящими с большой надеждой в будущее. И настоящее признание Розенбаума тоже состоялось в Киеве. Поэтому, став общесоюзной знаменитостью, Саша всегда называл наш город - вторым любимым после Ленинграда.

- А тогда концерты в Киеве у него были? 

- Да. Помню один забавный случай, когда я в 1983 году организовала Саше концерт в аспирантском общежитии. Пришло всего четыре человека, но он пел для них три часа.
- Как такое могло случиться? 

- В то время были очень распространены клубы книголюбов, благодаря которым устраивались концерты даже Высоцкому. И вот ко мне обратилась председатель этого клуба с просьбой договориться о выступлении Розенбаума. Саша тогда только начинал приобретать известность, но клуб пообещал обеспечить публику. В назначенный день мы приехали в небольшой зальчик аспирантского общежития. Смотрим, а там сидят всего четыре человека. Ждем. Тут ко мне подходит председатель общества и сообщает: больше никто не придет, но если Розенбаум решит выступать, ему заплатят положенных 70 рублей, как договаривались. Председатель общества объяснила, что руководство института настоятельно посоветовало организаторам снять с входной двери объявление о концерте артиста с такой одиозной фамилией. В Киеве тогда было очень определенное отношение к еврейским именам. Так что о концерте просто никто не знал. Представьте, как я себя чувствовала в тот момент! Ведь это я уговорила Розенбаума согласиться на выступление. Я подошла к нему и сказала: «Саша, решай. Ты можешь выступить для четырех человек, и тебе заплатят. А можешь отказаться». Он очень расстроился, но сказал, что отработает концерт. Но меня поразило не это. Другой исполнитель просто бы попел 30 минут, и все. А Розенбаум дал трехчасовой концерт на два отделения. Если он уже работал, то без халтуры.

«Дамы реагировали на него мгновенно»

- У вас был роман? 

- Нет, только платонические отношения. 

- Женщинам он и тогда нравился? 

- Дамы реагировали на него мгновенно. Но как человек артистического склада он подавал совершенно пустые надежды, потому что любил свою жену и не собирался распыляться на случайных поклонниц, которые слушали его, открыв рот. 

- А кто его жена? 

- Врач-рентгенолог, она до сих пор работает. А училась в том же мединституте, что и Саша, но на пару курсов младше. Их браку более 30 лет. Дочка окончила филологический факультет, родила двух сыновей. Им сейчас восемь и три года. 

- Ты ездила в гости к Розенбауму в Ленинград? 

- Конечно. Я приезжала с бардовскими концертами, и в Ленинграде, кроме Саши, у меня было очень много друзей. Помню, как в октябре 1983-го он должен был спеть несколько песен на чужом концерте. А публика ломилась именно на него. Творилось что-то невероятное, ведь он стал суперпопулярным всего за пару месяцев. Саша часто выступал в вузовских домах культуры. И как-то пригласил меня поучаствовать в его концерте в кораблестроительном институте. Он предложил: «Я тебя представлю, чтобы первое отделение спела ты, а я уже второе». Но местная власть решила запретить его выступления в вузах, мотивировав тем, что нельзя петь блатные песни студентам. И этот приказ подоспел как раз к моему приезду в Ленинград. Саша мог просто объяснить мне ситуацию. Но он договорился с известным клубом «Восток», где пели и он, и Окуджава, и Высоцкий, и мой сольный концерт таки состоялся. Более того, он помог найти в Ленинграде специалистов для моей дочери, которая тогда болела, чтобы те ее проконсультировали. Как бывший врач скорой помощи он имел много друзей в медицине. 

- А домой к себе приглашал? 

- Да, я бывала в его первой однокомнатной квартире, потом в двушке и новой трешке. А теперь (уже более 10 лет) он живет на Васильевском острове в двухэтажной квартире, перепланированной из нескольких. Дизайнеры создали там изумительный интерьер: есть чугунная скамейка, какие-то пушкинские и морские мотивы (он служил на флоте). Там часто бывают гости из других городов, останавливается Макаревич, когда гастролирует в Питере...

Фото из архива Ирины Карпинос.

О ЧЕМ КНИГА

Главная героиня Саша Анчарова - киевлянка. Дитя советской хрущевки и жертва перестроечного периода, она с иронией вспоминает свое первое посещение Ленинграда, учебу в Литературном институте и самое главное - встречи с джазменом Волковым, полностью покорившим ее талантом и харизмой. Но отношения героев складываются очень сложно, Саша порой просто в отчаянии от холодности любовника.

Она пытается найти ему замену, встречается с другими мужчинами, но тщетно. Волков навсегда похитил ее сердце.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Ирина Карпинос родилась в Киеве. Окончила Литературный институт в Москве. Артистка, журналистка, автор и исполнитель песен. Автор нескольких сборников стихов и песенных альбомов. Замужем, дочери 26 лет.