22 февраля закончится льготный период на растаможку евроблях. За время его действия украинцы пополнили госбюджет на 4,1 млрд грн, оформив более 65 тысяч авто. Впрочем, по словам экспертов, эта цифра - капля в море. На сегодня в Украине насчитывается свыше полумиллиона авто на еврономерах.
- Активнее всего оформляют транспортные средства в Киеве - почти 10,8 тыс. автомобилей, в Волынской - 8,7 тыс. и Черновецкой областях - более 6 тыс., - сообщают в пресс-службе ГФС.
За одни сутки за время льготного периода в среднем в стране регистрируют более 2,5 тысячи авто. Очереди из-за этого приличные. Растаможка - дело небыстрое и нервное. Хотя в ГФС уверяют, что успеют зарегистрировать всех желающих, не нужно все оттягивать на 20 или 21 февраля. В эти дни в налоговой начнется столпотворение. Ведь для продления льготного периода необходимо решение Верховной Рады, а пока в повестке депутатов на февраль такого вопроса нет.
Штраф 8500 гривен
Что будет после 22 февраля? Драконовские штрафы (8500 грн) за нарушение таможенного законодательства и полная стоимость акциза, что делает растаможку дорогим удовольствием, порой превышающим стоимость самого авто. За просрочку растаможки на 1 день - 170 грн.
- Через 180 суток после окончания действия льготного периода граждане, которые имеют просрочку свыше 30 суток, будут наказаны штрафом в 170 тыс. грн или конфискацией транспортного средства, - рассказывает директор департамента организации противодействия таможенным правонарушениям и международным взаимодействиям ГФС Василий Поезд. - Сейчас обсуждается возможность автоматизированного доступа сотрудникам полиции к владельцам ввезенных автомобилей. Полицейские получат доступ к базам и смогут отслеживать сроки ввозов и штрафовать нарушителей.
Новости для евробляхеров - печальные. Движение "АвтоЕвроСила" готовится в феврале снова выходить на мирные акции протеста и призывать к понижению налоговой ставки на авто. Точных дат пока нет, но можно предположить, что речь идет как раз о 20-х числах месяца.
Рынок б/у в три раза превышает продажи новых авто
Тем временем AUTO-Consulting сообщает: в декабре украинцы импортировали рекордное количество б/у автомобилей - 22 тысячи, и это исторический рекорд. AUTO-Consulting выделяет две причины такого явления. Окончание действия льготного закона по растаможке б/у автомобилей (действовал до 31.12.2018 г.), под который заблаговременно планировались поставки и везли большие партии машин со стоков и аукционов. И начало действия с 26 ноября 2018 года нового закона, который легализирует в Украине евробляхи.
Среди подержанных авто украинцы отдают предпочтение "Фольксвагену" - 4 тыс. машин. Следом по порядку расположились "Опель", "Ауди", "Рено" и "БМВ". Любопытно - более 60% б/у автомобилей свыше 8 лет.
Для сравнения: в декабре в страну завезли всего 6,5 тыс. новых авто. Статистика января утверждает: продажи новых авто внутри страны достигли отметки лишь в 5,3 тыс. легковушек, а это на 20% меньше, чем за тот же период годом ранее. Лидером продаж стал "Рено Дастер". Что касается отечественного автопрома, то тут полное фиаско - за январь ни одной продажи марки ЗАЗ.
Есть мнение
Автоадвокат и эксперт Вадим Володарский считает, что после окончания льготного периода рынок б/у авто немного подешевеет. Новые автомобили останутся на том же ценовом уровне.
- Я думаю, цены на б/у снизятся незначительно. Самое главное, что появятся новые предложения благодаря отмене Евро-5, из-за чего блокировался ввоз многих интересных машин, - считает эксперт.
Правда, по мнению Вадима Володарского, спрогнозировать точно уровень изменения цен пока сложно. Многое зависит от того, что будет после отмены льготного периода.