Мир стал доступнее
Основная отличительная черта поколения Z (см. Справка "КП") заключается в том, что для них барьеры между физическим и виртуальным миром практически стерлись.
Чуть ли не с рождения они привыкли к тому, что можно купить продукты и вещи в обычном магазине, а можно – в интернете. Можно похвастаться обновкой или новой прической при личной встрече, а можно – по скайпу. Можно написать и отправить обычное письмо, а можно - электронное сообщение. Можно каждый день приходить в офис, а можно делать свою работу удаленно.
Другая яркая черта этих молодых людей заключается в том, что любая информация находится от них на расстоянии одного клика. Конечно, мы все сегодня можем себе позволить сидеть перед телевизором, просматривая информацию на мониторе компьютера и при этом еще мельком поглядывая на телефон, но для "зетов" это также естественно, как дышать.
Гаджеты окружают поколение Z повсюду, и это не хорошо и не плохо – это данность.
Многие родители негодуют из-за того, что их дети сидят, уткнувшись в телефоны, и прибегают к крайним мерам – просто отбирают у детей гаджеты. Или, например, пытаются их "вернуть" в свое детство, призывая черпать информацию не экранов планшетов, а из книг и энциклопедий.
Психологи предупреждают: все хорошо в меру, поэтому не стоит чересчур увлекаться "передачей своего опыта". Ведь если вместо того, чтобы получать информацию в один клик, ребенок будет по каждому поводу обращаться к многотомным энциклопедиям, он безнадежно отстанет от своих сверстников.
Попробуйте взглянуть на это шире.
Во-первых, современные дети и подростки очень легко узнают и проверяют информацию, а, значит, их сложнее обмануть.
Во-вторых, представители поколения Z получили возможность общаться не только с соседями, но и с людьми по всему миру, не выходя из дома, да и возможности для путешествий у них больше. Мир для них стал не теснее, а доступнее, в том числе, и благодаря гаджетам.
И, наконец, в-третьих, говорят эксперты, большой объем знаний приводит к стремлению узнать еще больше. И в перспективе эксперты рынка труда возлагают на "зетов" большие надежды, утверждая: они будут искать возможности "создавать работу", а не устраиваться на нее.
Работа их мечты
На днях компания "P&> в Украине" представила результаты своего исследования профессиональных интересов молодых специалистов – представителей поколения Z. Основной целью исследования было выяснить, каким компаниям отдают предпочтение украинские студенты и выпускники вузов, в каких сферах хотели бы реализовать себя и как представляют работу своей мечты.
Оказалось, что работающие студенты и выпускники вузов выделяют три главных критерия при выборе работодателя.
1.Адекватное финансовое вознаграждение
Оказалось, что нынешние молодые специалисты не готовы работать менее чем за 6 тыс. грн, а в целом разброс зарплатных ожиданий составил от 6-10 тыс. грн. до $1000. "Зеты" хотят попасть в компанию, где у всех сотрудников будет хороший социальный пакет, бонусы за работу, оплата за переработки. По мнению опрошенных, перечисленные условия могут предложить, в первую очередь, известные международные компании.
2. Условия работы
Психологический комфорт, интересные задачи и возможности для карьерного роста – так, по мнению поколения Z, выглядит работа мечты. Молодые специалисты хотели бы стать частью дружной и открытой команды, где коллеги уважительно относятся друг к другу, и нет строго выраженной иерархии.
"Зетам" важно, чтобы их были готовы принимать в штат без опыта, но при этом поручали серьезные и ответственные задачи и давали возможность применять свои знания на практике и развиваться.
3. Рабочий график
Сегодняшние студенты и выпускники хотят иметь возможность работать либо удаленно, либо по гибкому графику. Участники опроса отметили, что хотели бы работать вне офиса минимум два раза в неделю, чтобы объединять работу с учебой или хобби.
Но это совершенно не означает, что, приходя в офис лишь изредка, они готовы "работать на коленке". Запросы у "зетов" достаточно высоки: они ожидают, что условия работы в офисе будут на высшем уровне, способствуя удобству и продуктивности сотрудников.
Кроме того, Z-специалистам важно иметь свободу действий: они хотят самостоятельно решать, когда выполнять поставленные задачи, а не четко следовать указаниям руководителя.
В ТЕМУ
Текучка неинтересна!
Несмотря на то, что "зеты" большую часть времени проводят в виртуальном мире, с реальностью они также прекрасно знакомы. Более половины (56%) студентов и выпускников знают основных крупных работодателей в стране.
Если говорить о предпочтениях в конкретных сферах, то в числе лидеров – IT- и FMCG-работодатели (компании, занимающиеся товарами повседневного спроса – Авт.), а также крупные аудиторские и консалтинговые компании. А меньше всего молодое поколение хочет работать в банковской сфере.
Кроме того, "зеты" периодически изучают "черные списки" работодателей и признаются: они никогда не будут работать в компаниях, которые ориентированы исключительно на рост дохода, а не на заботу о своих клиентах и обществе в целом.
К тому же, молодые специалисты не задержатся надолго в компаниях, где руководители проявляют неуважение к своим подчиненным, нет понятных и "прозрачных" условий труда (зарплата, график работы, обязанности) и в которых высокая текучка кадров.
Понятие "комфорт" является для "зетов" не пустым звуком, а ежедневной необходимостью.
СПРАВКА "КП"
Американские исследователи Уильям Штраус и Нейл Хоув описали особенности и различия поколений еще в 1991-м, а вскоре их работа нашла вполне практическое применение: "теорию поколений" начали успешно использовать эйчары.
Бэби-бумеры (родились в 1943-1963) характеризуются заинтересованностью в личностном росте и командным духом. Особенностью большинства наших бэби-бумеров является выносливость и хорошее здоровье. А еще они готовы работать "за идею".
Поколению Х (1964-1984) присущи готовность к изменениям, неформальность взглядов и надежда на себя. Это поколение сотрудников-одиночек, нацеленных на индивидуальный успех. Для них работать десятилетиями и строить карьеру на одном и том же предприятии – обычное дело. Да и зарплату они предпочитают фиксированную, без сюрпризов в виде бонусов, которых вполне может и не быть.
Поколение Y (1984-1994) не готово начинать свой путь с самых низов и медленно расти вверх. Они привыкли жить "в темпе", быстро адаптируются к любым условиям и ориентированы на немедленное вознаграждение. Среди других сторон "игреков" - высокий уровень технической грамотности, стремление к новым знаниям и свободному графику работы (для них крайне важно минимальное число ограничений и запретов). Представители этого поколения редко работают по специальности, поскольку предпочитают трудиться в тех сферах, где высокий заработок предлагают прямо сейчас. "Игреков" иногда называют "сетевым поколением", поскольку их очень легко "завербовать" через соцсети.
Поколение Z (родились после 1995 года) только вступают на рынок труда, но профильные эксперты стараются как можно скорее понять их мотивацию и особенности. Для старожилов рынка труда "зеты" являются в каком-то смысле "инопланетянами". Но при этом они свободны от предрассудков, занимаются тем, что им нравится, творят и защищают свои границы. И именно им предстоит освоить профессии будущего.
Кроме того, тех, кто родился в 1981-2000 годах также называют миллениалами, а тех, кто появился на свет после 2000 года – центениалами.