На днях, 28 января, в ННЦ "Институт биологии" должно было пройти заседание студенческого парламента, на котором собирались рассмотреть вопрос о сексуальных домогательствах преподавателя. Но не состоялось.
Ботаника, кандидата наук Петра Романенко обвинила в систематических сексуальных домогательствах его студентка Клементина Квиндт. По словам девушки, руководство ННЦ "Институт биологии" КНУ им. Т.Г.Шевченко знало о злоупотреблениях педагога, но не предпринимало достаточных мер, время от времени отстраняя его от практики, а потом возвращая обратно.
|
У администрации ННЦ была возможность заявить об обратном в присутствии журналистов и правозащитников, но они решили поступить иначе. В итоге на заседание студпарламента гостей, заранее аккредитованных, сначала не хотели пускать, а после и вовсе закрыли заседание. Глава студпарламента Тарас Войцицкий сообщил, что рассматривать вопрос в присутствии прессы не будут.
Так как в ННЦ "Институт биологии" не смогли решить этот вопрос самостоятельно, скандал "перенесли" в стены Красного корпуса КНУ им. Шевченко. 29 января, состоялось закрытое собрание комиссии по этому делу. На нем присутствовали преподавательский состав, студенты и председатель секретариата Уполномоченного по правам человека Даниил Юрченко.
Самого Петра Романенко не было, он на больничном. Решение комиссия обещала вынести через 10 дней, заслушав все стороны. А до тех пор попросили студентов комментарии журналистам не давать. Студенты так и поступили, но в социальной сети все же решили высказаться.
Так что же произошло между Клементиной Квиндт и кандидатом наук Петром Романенко?
Легкий флирт и уроки куннилингуса
"У биологов из Киевского национального университета имени Шевченко есть особая поговорка: "Все, что произошло в Каневе, остается в Каневе". Этим текстом я планирую прервать замкнутый круг по замалчиванию сексуальных злоупотреблений со стороны одного из преподавателей - Петра Александровича Романенко. Немного о главном герое: кандидат наук, начальник каневской практики в течение, вдумайтесь, 12 лет, доцент. И мастер притязаний к студенткам, местами – несовершеннолетних" - этими словами начинается текст Клементины Квиндт, опубликованный за 4 дня до начала заседания студпарламента.
Девушка заявляет, что много лет разные студентки института подвергались сексуальному домогательству со стороны их педагога. Самые яркие проявления его интереса перепадали на времена летней практики в Каневе. По словам Клементины, она не раз была и свидетельницей недвусмысленных намеков, и даже жертвой флирта преподавателя.
"Ночь перед зачетом, пятница. Отбой, 22.00. К нам в комнату врывается Романенко. Все в ночных рубашках. Преподаватель пьяный, еле разговаривает. Обращается ко мне, говорит, что обязательно зачет сдам, если такая красивая. А потом рассказывает и показывает "на пальцах", как правильно делать... куннилингус. Из комнаты его вывел очередной преподаватель. Все дни после этого у меня не исчезал страх, что это случится снова, потому что он сказал, что у него есть ключи", - пишет Клементина и ниже приводит в качестве доказательства систематичности такого поведения преподавателя воспоминания других студенток и выпускниц.
|
2012 г.: Студенческая дискотека. Петр Александрович пьян, лезет целоваться, хватает за ягодицы студенток.
2013 г.: "Костер", Романенко прижимает к себе студентку, подсаживается к ней, ухаживает. Друг девушки говорит: "Прекратите это немедленно". Далее Романенко берет топор, просит парня отойти для разговора. Романенко говорит:
- Я делаю все, что мне хочется. И им.
- Вы насилуете. Физически и морально. Мне это не нравится.
- Я тебя выгоню из института, ты мне такое говорить будешь?
В конце концов студента не выгнали, как и самого Романенко, собственно.
2018 г.: "Костер", пьяный Петр Александрович обращается к одной из девушек: "Чего вы дрожите? Замерзли? Согрейте ее". Кто-то говорит: "А чего вы не согреете?" Ответ: "Я не могу, у меня тютюрка встанет".
Свои слова Клементина готова отстаивать и бороться за отстранение от практики ботаника до конца. Пока из доказательств у нее, помимо воспоминаний студенток и выпускниц, один снимок. На нем изображен мужчина, нежно поддерживающий за попу молодую девушку. Но разобрать, что этот рукастый тип именно преподаватель Романенко, не знающему его лично человеку сложно.
Слово против слова
|
В ожидании решения комиссии по этому делу в соцсети студентки "Института биологии" вовсю вспоминают и анализируют поведение преподавателя как на парах, так и на каневских каникулах.
Как и в любом вопросе, люди разделились на два лагеря, только вот незначительный, но все же перевес на стороне Петра Романенко. Более того, в стенах самого института после сорванного заседания студпарламента кое-кому из журналистов удалось пообщаться со студентками.
Вначале отвечать на вопросы они боялись, но после наперебой принялись рассказывать, что Романенко хороший преподаватель. Некоторые заявляли, что были на летней практике и ни с чем подобным не сталкивались, а в историю Клементины попросту не верят.
"Все зависит от воспитания – кто-то это воспринимает как флирт, кто-то как домогательства, а я лично такие выпады в мою сторону всегда воспринимала как грязные шутки, и только. Но это всегда было лишь на словах. При мне Петр Александрович никогда никого не пытался потрогать, обнять или поцеловать. Более того, случись такое со мной, я бы обязательно громко и четко заявила, чтобы прекратил это делать. А вы говорили ему, чтобы не приставал? А то, может, стоило прежде сказать ему, а уже после в массы нести", - высказалась одна из студенток.
Сам преподаватель ботаники комментарии никакие не дает, как, собственно, и администрация университета им. Шевченко.
Насилие без проникновения?
- В нашем законе проблема сексуальных домогательств прописана очень поверхностно. В частности, сказано, что насилием считается словесное или физическое действие, негативно воспринятое стороной, ставшей его объектом. В этом конкретном случае важен момент еще и зависимости людей – он преподаватель, а она студентка, и это отягощающие обстоятельства, – объясняет "КП" в Украине" юрист центра "Ла Страда-Украина" Анна Саенко.
Но все же не до конца ясно, как трактовать такое поведение – как сексуальное домогательство или просто флирт, а может, своеобразная форма общения? С одной стороны, даже рассказанные преподавателем в присутствии студентов анекдоты на пикантные темы могут восприниматься как домогательства.
И видимо, чтобы как-то углубиться в эту проблему, закон обновили и внесли новые термины – насилие без проникновения. Но и тут этот факт еще надо доказать.
- Чтобы подтвердить свои слова, девушке необходимо предоставить какие-то записи аудио или видео, или фото, на котором запечатлен момент домогательства, - продолжает юрист Анна Саенко. - За неимением таких слова подкрепляются свидетельскими показаниями. Тут уже в работу вступают органы дознания – они должны опросить все стороны. Пока одни расценивают это как шутки или флирт, другие – как откровенное моральное насилие. Если вы сомневаетесь, домогаются вас или просто грязно шутят, следует громко и четко попросить не вести себя так с вами. И если такое поведение повторяется – расценивать его как домогательство, у вас есть все основания.
Из всего этого следует, что закон сам не знает, как ему работать. Ну опросят дознаватели свидетелей одной и другой стороны, подключат даже психологическую экспертизу, пристально рассмотрят фото, на котором якобы Романенко гладит кому-то ягодицы, ну а дальше-то что? Пять лет лишения свободы за несмешные неоднозначные шутки и уроки куннилингуса по пьяни? Быть может, и правда у Клементины есть козырь в рукаве и гораздо больше доказательств, чем она уже предоставила, но пока все это похоже на тест-драйв нового закона о насилии без проникновения.