Старые мультики порой удивляют: иногда у совершенно разных героев обнаруживаются одинаковые внешние черты. Родственники они друг другу, что ли? Внебрачные дети? Мы решили разобраться в этой санта-барбаре при помощи экспертов.
Одинокие идеалисты
Малыш ("Малыш и Карлсон", 1968) и Вовка, хозяин попугая Кеши ("Возвращение блудного попугая", 1984).
И там и там один и тот же художник-постановщик, Анатолий Савченко, про которого, кстати, говорили, что добрее человека на "Союзмультфильме" сыскать сложно. И сам он признавался, что всегда старался сделать своих персонажей теплыми и добрыми. Видимо, поэтому ему очень удался контраст Вовки (фото 2) с образом нового хозяина, который однажды появляется у избалованного попугая. Этот "новый" еще не новый русский, но явный представитель ВИП-семейства советского образца, модный, живущий в шикарной квартире, при этом жестокий и бездушный. Не то что Вовка или Малыш (фото 1).
|
|
Борис Машковцев, директор "Союзмультфильма":
- И Вовка, и Малыш - это в какой-то мере одинокий ребенок, который ищет возможность общения через животное. Малыш хочет собаку, Вовка находит попугая. И художник выруливает примерно на одни и те же графические ассоциации. У обоих мальчиков большие глаза, чистый такой образ... Это хорошие дети из хороших семей, которым непросто оставаться идеальными в неидеальном мире.
Притягательное место
Негритята ("Каникулы Бонифация", 1965 и "Катерок", 1970).
Герои обоих мультиков - и лев Бонифаций, и катерок "Чижик" - попадают в африканские широты. Одного туда занес отпуск, другого - шторм. А дальше оба знакомятся с очаровательными негритятами. В случае с Бонифацием малыши (фото 1) вынудят льва весь отпуск показывать им фокусы. В "Катерке" же негритята (фото 2) вместе с жирафом и попугаем спасут выброшенного на берег "Чижика". Есть подозрение, что судьба забросила Бонифация и "Чижика" в одно и то же место...
|
|
Юрий Норштейн, художник-мультипликатор:
- Тут точно одно "прикурило" от другого: очевидно влияние негритят Сергея Алимова ("Бонифаций") на художника Даниила Менделевича ("Катерок"). Да, так бывает, что один художник настолько точно прорисовывает изображение, что другому невозможно пройти мимо. Обратите внимание: негритята в "Бонифации" не показаны крупным планом: они бегают вокруг льва этакой велосипедной цепочкой, как бы подчеркивая мощь главного героя, которому они доверились и которого полюбили.
Вернувшиеся разведчики
Родители Малыша ("Малыш и Карлсон", 1968) и родители Дяди Федора ("Каникулы в Простоквашино", 1978).
|
Тут уже работали разные художники (в "Простоквашино - Левон Хачатрян, в "Малыше" - Анатолий Савченко и Юрий Бутырин). Тем не менее отцы Дяди Федора (фото 1) и Малыша (фото 2) у них получились как близнецы: окладистая борода, газета в руках и трубка в зубах (было же вольное время, когда отцам и волкам в детских мультиках разрешали курить!). Более того, и женщины им нравятся одинаковые: мамаши в обоих мультиках рыжеволосые, с тонкой талией, в очках. Может, это вообще одна семья советских разведчиков, которая сначала жила в Стокгольме, а потом вернулась в СССР? А Малыш и Дядя Федор - родные братья?
|
|
Борис Машковцев:
- Папа из "Простоквашино" и папа Малыша и правда похожи. Только в одном случае это некий стереотип скандинава, а в другом - советского инженерно-технического работника. Но оба - олицетворение определенного мужского романтизма.
Посланцы из иного мира
Антошка ("Карусель", 1969) и домовенок Кузя (серия мультиков, 1984 - 1987).
Ну ладно когда рисованные персонажи похожи! Но если знаменитый Антошка-пойдем-копать-картошку (фото 1) действительно был нарисован художником Леонидом Носыревым, то домовенка Кузю (фото 2) его автор Геннадий Смолянов создавал как куклу. А вышло так похоже, что можно предположить: Антошка - тоже существо из иного мира. Ну какой-нибудь удравший из сумрака призрак-шалопай...
|
Юрий Норштейн:
- Думаю, Кузя возник по следам Антошки. То есть хулиганистого Антошку наградили такими деталями, что зритель его полюбил и признал следующего похожего на него героя.
Криминальная молодость
Печкин ("Каникулы в Простоквашино", 1978) и Курочкин ("Приключения Васи Куролесова", 1981).
Согласитесь, мелкий мошенник Курочкин, который появляется в мультике 1981 года (фото 2), - просто вылитый Печкин (фото 1) в молодости! Секрет прост: над обоими мультфильмами работал один и тот же художник - Левон Хачатрян. Сначала он изобразил Печкина. А в мультике 1981 года словно решил рассказать нам о прошлом вредного старика-почтальона. Помните фразу Печкина: мол, усы и приклеить можно? Теперь вспомните Курочкина, который приклеивает себе усы, отправляясь на дело. Плюс оба героя любят плащи...
В общем, судя по всему, в Простоквашине скрывается бывший рецидивист Курочкин! Который, конечно, к тому времени уже порвал с уголовным миром, взял новую фамилию, а с появлением велосипеда окончательно исправился ("Я почему вредный был?..").
|
Борис Машковцев:
- Дело не только в том, что персонажей рисовал один и тот же художник. У Курочкина и Печкина еще и похожие голоса, ведь обоих озвучивал Борис Новиков.
Компетентно
"Герой обязан был быть обаятельным"
|
- Дизайн - это не только красота, это еще и мощный информационный поток от автора к зрителю, - говорит Борис Машковцев, директор "Союзмультфильма". - И если информация в разных фильмах примерно одного толка, то неудивительно, что персонажи будут попадать в один и тот же стереотип, а вам казаться одинаковыми. С другой стороны, между ними есть общее, а именно: в советской мультипликации был один закон: герой должен был быть обаятельным!
- Это правило действует и сегодня?
- Перед создателем мультфильма стоит задача заставить зрителя почувствовать себя в шкуре того или иного персонажа, а для этого персонаж должен его чем-то привлекать. Но привлекательность в подростковой анимации может быть и другой: она может содержать в себе какие-то изъяны, благодаря которым персонаж вдруг начинает вызывать любопытство к себе, а через любопытство и более сложные эмоции.
|
- Обаяние было главным критерием для персонажа, - соглашается художник-мультипликатор Юрий Норштейн. - Когда во времена СССР худсовет принимал того или иного персонажа, первым делом обсуждали, обаятелен или нет.
- И достаточно ли героичен?
- Да, персонаж часто должен был быть способным на подвиг. Например, в мультфильме "Заколдованный мальчик" этот самый мальчик посмеялся над гномом - и стал маленьким. Чтобы снова стать большим, он должен совершить семь подвигов. А как же? Ребенок смотрит мультфильм и сам возвышается душой, глядя на подвиги персонажа!
- Но какая героика у Малыша или Дяди Федора?
- Тут важны их обаяние и связь с миром. У человека есть связь с собакой, кошкой, галкой - об этом мы должны говорить через мультфильмы. И если ребенок не понимает персонажа, который любит природу, кота Матроскина и так далее, то к 16 годам этот ребенок - потенциальный преступник. Потому что он считает, что возвысился над миром. А на самом деле возвыситься можно только над самим собой.
Кстати
Рассказывают, что...
...маму Дяди Федора художник Хачатрян срисовал со своей жены актрисы Ларисы Мясниковой. Причем вместе с очками, круглыми. Но режиссер посчитал, что лучше будут квадратные. Именно это спасло Хачатряна от серьезных разборок в семье. Жене не понравилось, что в мультике ее изобразили какой-то нервной и вредной, а ведь она, Лариса, не такая! "Правда, очки квадратной формы я бы никогда не надела, - заключила Мясникова. - Надеюсь, поэтому никто не станет ассоциировать эту вашу маму со мной".
...художник Анатолий Савченко, который создал образ Карлсона, никогда не читал произведений Астрид Линдгрен.
...известна точная дата рождения домовенка Кузи - 8 октября 1972 года. Именно в этот день писательница Татьяна Александрова начала сочинять повесть про домовенка в усадьбе художника Василия Поленова. Умерла она за год до того, как домовенок вышел на экраны ТВ.